Заграница нам поможет: как Британия и Турция возродят украинский флот

Денис Поповичжурналист

На этой неделе стали известны некоторые подробности Меморандума о военном сотрудничестве между Украиной и Великобританией. Он предполагает строительство боевых кораблей для Военно-морских сил Украины. Развитие такого сотрудничества одновременно как дает повод для оптимизма, так и вызывает множество вопросов.

Соглашение о сотрудничестве между Великобританией и Украиной было подписано 21 июня на борту эсминца Королевских ВМС Великобритании HMS Defender, прибывшего в Одессу. Договор предусматривает совместное проектирование и постройку военных кораблей в Украине и Великобритании, реконструкцию судостроительных предприятий и строительство двух баз для ВМС Украины.

В частности, будут построены 8 ракетных катеров, по проектам английских компаний, но специально «заточенных» для нужд Украины. Предположительно, базой послужат британские ударные, быстроходные ракетные катера класса Barzan (Vita). Они имеют водоизмещение в 670 тонн, вооружены 76-мм и 30-мм артиллерийскими орудиями, а также оснащены ракетами «земля-земля» и «земля-воздух». В украинском варианте они могут быть вооружены отечественными противокорабельными ракетами «Нептун».

Украинские специалисты будут допущены к технологическому процессу. Специально для этого, четыре катера построят на верфях Великобритании, под наблюдением украинских судостроителей, а строительство еще четырех перенесут в нашу страну.

Также на кредитные средства, предоставленные Соединенным Королевством, могут быть закуплены два минных тральщика. Идет речь даже о строительстве фрегата для нужд ВМСУ. Правда, при этом неясно, будет ли это самостоятельный фрегат, или же британцы собираются переделать недостроенный украинский корвет «Владимир Великий» (проект 58250), находящийся на Черноморском судостроительном заводе.

Напомним, что изначально планировалось до 2026 года построить 10-12 корветов проекта 58250. Потом серию сократили до 4 единиц. Однако и на сегодняшний день готовность головного корабля, который был заложен, в далеком уже 2011 году, не превышает 50%.

Что же мы получим, если программа сотрудничества с Великобританией завершится успешно? А получим мы полноценный «москитный флот», состоящий, как минимум, из 7 артиллерийских бронекатеров проекта «Гюрза» отечественной постройки, 5 американских патрульных катеров типа Island и 16 скоростных патрульных катеров Mark VI, а также 8 британских ударных ракетных катеров, о которых речь шла выше.

Сюда же стоит добавить два английских минных тральщика, покупка которых предполагается, какую-то доработку корвета 58250 либо строительство самостоятельного фрегата по английским проектам, а также не менее четырех турецких корветов типа Ada, которые должны быть построены в рамках военного сотрудничества между Украиной и Турцией. Эти силы могут быть дополнены теми кораблями, которые остались в распоряжении ВМСУ после потери Крыма (а среди них есть такая заметная боевая единица, как фрегат «Гетман Сагайдачный»). Таким образом, уже в среднесрочной перспективе мы получим более или менее полноценный военно-морской флот, усиленный береговыми батареями «Нептунов», состоящий из фрегатов, корветов и легких быстроходных катеров с ракетным вооружением. Такая комбинация сил и средств уже сможет представлять определенную угрозу российскому Черноморскому флоту.

Еще одним плюсом этой истории является знакомство с современными технологиями, которое украинские судостроители получат в рамках сотрудничества с английскими и турецкими специалистами.

Однако в любой бочке меда всегда есть ложка дегтя. В нашем случае получается, что за последние 7 лет украинское судостроение, имеющее весьма значительный потенциал, смогло «родить» для флота только семь небольших артиллерийских бронекатеров «Гюрза». Спущены на воду еще два десантных катера типа «Кентавр», однако они до сих пор проходят испытания из-за выявленных конструктивных недостатков. А ракетные катера «Лань», которые изначально и должны были стать носителями «Нептунов», похоже, теперь так и останутся в проекте.

«Допилить» собственный корвет без посторонней помощи мы, похоже, уже не в состоянии. Стоит ли теперь вспоминать о том, что когда-то на верфях Украины строились крейсера.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО