В последнее время медиа и экспертная среда начали активно обсуждать инициативу президента Украины Владимира Зеленского по «деолигархизации». К сожалению, оказывается, представление о том, кто такие олигархи, а соответственно и о том, в чем, собственно, заключается смысл «деолигархизации», несколько искажено. Сегодня попробуем дать определение этим распространенным терминам на уровне теоретического осмысления, а в следующий раз обозначим практическое измерение этого явления.
Прежде всего необходимо отметить, что проблема «деолигархизации» не является уникальной и актуальной только для нынешней Украины. Она стоит на повестке дня практически во всех государствах, включая те, которые считаются постоянными демократиями с рыночными экономиками.
На уровне теоретического осмысления «деолигархизация» заключается в том, чтобы уменьшить влияние экономической власти на власть политическую, которое осуществляется с целью дальнейшего использования политической власти для удовлетворения интересов исключительно или преимущественно тех субъектов, в чьих руках сосредоточена эта экономическая власть. В данном случае под экономической властью понимается способность субъектов нею наделенных навязывать свою волю другим участникам экономических отношений.
И здесь надо обратить внимание на несколько моментов.
Чрезмерная концентрация экономической власти
Человечество давно осознало, что чрезмерная концентрация любой власти, а прежде всего политической, в одних руках представляет угрозу, и с тех пор научилось использовать довольно большой объем инструментов, чтобы если не предотвратить, то хотя бы осложнить как концентрацию власти, так и злоупотребление ею. Здесь и принцип разделения властей, и границы государственного вмешательства, и система сдерживания и противовесов, и гарантии прав меньшинства и обеспечение функционирования политической оппозиции, и институты гражданского общества. По большому счету, на сегодняшний день создана большая, сложная и довольно эффективная архитектура, которая существенно ограничивает способность сконцентрировать в своих руках политическую власть, а тем более ‒ злоупотреблять ею.
То, что концентрация экономической власти также представляет угрозу, осознавали даже самые ярые сторонники свободного рынка. И для того, чтобы исключить или хотя бы усложнить процесс концентрации экономической власти, употреблялись, употребляются и будут употребляться, даже в условиях «свободного рынка» немало инструментов, например, антимонопольное законодательство.
Итак, первый аспект «деолигархизации» ‒ это создание определенной инфраструктуры, позволяющей предотвратить чрезмерную концентрацию экономической власти, как это имеет место в случае с политической властью.
Характер взаимосвязи между властью экономической и политической
Проблема в том, что имея ресурсную базу, которая значительно превосходит ресурсы большинства граждан, а иногда даже государства, олигархи, в случае отсутствия предохранителей, практически обладают и политической властью, используя ее исключительно или преимущественно в собственных интересах, безотносительно к интересам большинства граждан. В таких условиях, государство по сути превращается в инструмент для обеспечения и удовлетворения интересов тех, кто сконцентрировал в своих руках экономическую власть. По этому поводу один американский исследователь в отчаянии отметил: «крупному бизнесу больше нет необходимости влиять на правительство, потому что он сам давно стал правительством».
В этом аспекте «деолигархизация» должна заключаться в уменьшении влияния денег на власть. Причем надо учитывать, что влияние денег на власть может быть как непосредственным, так и опосредованным. Например, финансирование деятельности политических партий и предвыборных кампаний, лоббистские кампании за или против тех или иных законодательных инициатив и правительственных решений или финансирование СМИ для формирования общественного мнения с целью дальнейшего использования в политической или экономической конкуренции.
И здесь выносим за скобки откровенно нелегальные способы влияния денег на власть, как-то подкуп депутатов или чиновников. Причем методы подкупа в цивилизованном мире бывают весьма изящными, например «амакудари» ‒ когда чиновник после «плодотворной работы на ниве государства», выйдя в отставку получает в частном секторе какую-то должность «консультанта» с огромным вознаграждением.
Сейчас осознание пагубности бесконтрольного и непрозрачного влияния денег на власть привело к тому, что проблема взаимоотношений между свободным рынком и демократией является одной из самых актуальных в мировом политологическом мировоззрении, которое предлагает большой арсенал средств для решения этой проблемы: лоббизм, ограничения на финансирование политической деятельности, усиление ответственности за незаконное обогащение для политиков и чиновников и тому подобное.
Впрочем, говорить, что эта проблема хотя бы где-то решена окончательно, пожалуй, преждевременно.
Итак, возвращаясь к президентским инициативам, направленным на «деолигархизацию», надо сказать, что предложенный подход может рассматриваться лишь как первый шаг в этом направлении, а точнее блином, который однозначно будет комом.
Предложенные инструменты будут иметь весьма ограниченное влияние как на первый, так и на второй аспект «деолигархизации». Кроме того, они далеко не безупречны с правовой точки зрения. Но это предмет другой дискуссии.
Для настоящей «деолигархизации» нынешней власти придется если не полностью, то существенно перестроить систему социально-политических и социально-экономических отношений. И если это удастся, то это однозначно повлечет за собой серьезное оздоровление не только украинской политики, но и экономики.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.