Изменение статуса НАБУ: сможет ли законопроект перезагрузить работу бюро

21 мая депутаты приняли в первом чтении альтернативный законопроект №5459-1 об изменении статуса НАБУ. Документ призван решить кризис, сложившийся из-за отсутствия процедуры избрания и увольнения главы НАБУ. Что изменится после принятия закона и какие риски он содержит, читайте в материале «Слово и дело».

Взятый за основу законопроект устанавливает новый состав комиссии для отбора директора НАБУ: три человека делегирует само правительство, а остальные три также Кабмин, но с учетом предложений международных партнеров.

Что предусматривает законопроект №5459-1

  • изменение статуса НАБУ ‒ теперь он становится центральным органом исполнительной власти со специальным статусом;
  • совершенствование положений относительно внешнего аудита ‒ его будет проводить трое экспертов, которых назначит правительство с учетом мнений международных партнеров;
  • досрочное увольнение действующего директора бюро Артема Сытника.

Юристы антикоррупционной организации Transparency International Ukraine положительно оценивают предложенные изменения. В частности, они отмечают, что привлечение Кабмина в состав конкурсной комиссии вместо СНБО, как это предлагалось в предыдущем варианте документа, нивелирует возможность влияния президента на избрание главы НАБУ.

«Отсутствие влияния президента на работу конкурсной комиссии и, соответственно, уменьшение угрозы возобновления кризиса из-за еще одного вывода КСУ о неконституционности положений относительно процедуры избрания главы НАБУ бесспорно способствует независимости и стабильности антикоррупционного бюро», ‒ говорится в выводе организации.

Риски альтернативного законопроекта

Организация отмечает, что даже в тексте альтернативного законопроекта существуют риски, которые следует исправить ко второму чтению.

«Документ пока не решает проблем досрочного увольнения действующего директора вне предусмотренных действующим законодательством оснований и представления на рассмотрение правительства сразу двух кандидатов на должность директора НАБУ», ‒ отмечают в Transparency International.

То есть, если среди кандидатов выбрать одного, а не двух претендентов на пост главы НАБУ, а также удалить норму о досрочном его увольнении, то можно получить все предпосылки для создания действительно независимого органа.

Председатель правления ОО «Антикоррупционный штаб» Сергей Миткалик соглашается с позицией Transparency International и отмечает, что конкурсная комиссия должна подавать одного человека на рассмотрение парламента ‒ это позволит снять риски назначения управляемых лиц.

«Нелогично, если конкурсная комиссия будет выдвигать двух кандидатов ‒ тогда Офис президента сможет пролоббировать своего человека. То есть мы получим двух кандидатов: одного хорошо презентуют украинцам и международным экспертам, а второй будет малоизвестной личностью. В заключении Рада, которая при необходимости выполняет волю президента, выберет того человека, который выгоден ОП, то есть второго кандидата», ‒ предполагает эксперт.

В частности он положительно отмечает предоставление НАБУ специального статуса.

«Этот вопрос нужно урегулировать в действующем законодательстве, ведь созданный правоохранительный орган не относится к любой ветви власти. Об этой проблеме уже говорилось в решении КСУ. Здесь есть два варианта: изменения в Конституцию или предоставление НАБУ специального статуса. Это, в частности, позволит минимизировать риски обжалования в Конституционном суде решения о назначении главы бюро», ‒ предполагает эксперт.

Напомним, «Слово и дело» вместе с юристами и политологами проанализировало, как в Украине начиналась антикоррупционная реформа и что мешает ей эффективно работать.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО