Значительный рост количества больных коронавирусом СOVID-19, который мы наблюдаем в последние дни, и медленные темпы вакцинации способствуют тому, что количество административных единиц, которые попадают в «красные зоны», растет, и, соответственно, в них ожидаемо вводятся жесткие карантинные ограничения.
Введение общенационального локдауна лишь вопрос времени. Между тем в других странах Европы «третья волна» эпидемии уже набрала достаточных оборотов и ожидаемо привела к очередным локдаунам.
Ровно год назад в Украине уже объявляли общенациональный локдаун. В начале 2021-го года, с 8 по 24 января, в стране также вводили жесткий карантин, хотя количество больных было значительно меньше, чем сейчас.
Похоже, снова возникает вопрос ‒ справится ли экономика государства и сами украинцы с более строгими карантинными ограничениями? Что следовало бы изменить и усовершенствовать, учитывая опыт соседних стран и свой собственный?
Как «закрывается» Европа?
Опыт европейских стран убеждает нас в том, что даже жесткие ограничения, которые были введены и продолжают действовать там, помогают лишь на короткий срок снизить процент заболеваемости и смертности.
Как известно, большинство стран Европы ввели строгие карантинные ограничения задолго до рождественских праздников, в некоторых странах, где количество больных росло в геометрической прогрессии, таких как Франция и Италия, где большой процент пожилого населения, был введен комендантский час с десяти часов вечера до 6 часов утра. Карантин, к которому прибегали правительства европейских стран, дал свои положительные результаты. Так во Франции, где кривая заболеваемости достигала 90 тысяч человек в сутки, строгие ограничения в передвижении (не далее километра от дома и не дольше, чем на час) значительно улучшили статистику в 10 тысяч больных. Также этому способствовали ограничения в контактах: частные встречи разрешались только для 5 человек из двух различных помещений.
Однако, несмотря на суровые штрафы и европейскую дисциплину, уменьшить количество контактов удалось лишь на 40% от запланированных 70-75%. Но, несмотря на улучшение ситуации с заболеваемостью, накануне рождественских праздников частичные или локальные карантинные ограничения были заменены на полный локдаун, предусматривающий сворачивание розничной торговли, закрытие парикмахерских, школ, детских садов, запрет покидать свой регион с целью посещения родственников и тому подобное. Стоит отметить, что власти европейских стран до сих пор не отменили ограничительные меры полностью. А в Италии снова ввели строгий локдаун накануне пасхальных праздников ‒ пока до 6 апреля.
В Германии, где чиновники только недавно пошли на незначительные карантинные послабления, раздумывают о том, какие решения накануне новой фазы пандемии помогут стране «войти в эту фазу не беззаботно, а с оправданными надеждами». Этому должна способствовать правительственная инициатива, при которой каждый гражданин получит возможность один раз в неделю бесплатно сдать экспресс-тест на коронавирус, а все расходы на это возьмут на себя федеральные власти.
Однако до сих пор в Германии только 16% офисных работников перешли на дистанционный режим работы, а требования властей в этом вопросе ограничиваются лишь рекомендациями и призывами, в отличие от Франции или Бельгии, где работодателей еще в прошлом году обязали предоставлять работникам возможность работать из дома под угрозой штрафов за невыполнение предписания. А пока министр труда ФРГ Хубертус Хайль обещает в ближайшие дни продолжить переговоры с работодателями и профсоюзами о том, как сделать работу из дома возможной для максимального количества работников.
Понятно, что введение локдаунов не могло не сказаться на состоянии экономики. Хотелось бы знать, насколько болезненными будут последствия экономического кризиса. Но прогнозы почти не работают, ведь не существует никаких исторических примеров, с которыми можно было бы сравнить нынешнюю ситуацию. А сегодняшние цифры становятся устаревшими уже на следующий день, пока не станет ясно, как быстро удастся побороть вирус.
Некоторые показатели сейчас просто невозможно рассчитать: например, данные по инфляции получают на основании цен в магазинах, часть которых сейчас закрыта. На сегодня просто не существует никаких данных, которые можно было бы использовать как переменные в модельных расчетах по развитию ситуации в будущем, и честные эксперты признают, что их прогнозы не очень надежны. Но цифры важны, потому что люди должны знать реальное положение дел в экономике, а правительства должны рассчитать, сколько миллиардов придется потратить на помощь.
Международный валютный фонд (МВФ) предусматривает падение мировой экономики на 3%, в то же время откровенно добавляют, что этот прогноз в итоге может оказаться маловероятным, а Всемирная торговая организация прогнозирует сокращение объемов мировой торговли на 13-32%. Впечатляют показатели безработицы и банкротств, большое количество предприятий держится на плаву только благодаря правительственной поддержке. И хотя финансовая помощь от государства и программа сокращенного рабочего времени, которая часто позволяет избежать увольнений, и помогли предотвратить худшие последствия, однако выплаты все время осуществлялись со значительными задержками и не являются гарантией сохранения предприятий в будущем.
Интересное исследование провели немецкие эксперты, сравнивая состояние экономических потерь в тех странах, где вводился строгий карантин и где такие ограничения не вводили. Так вот, разница в экономических потерях, например, в Дании и Швеции составляет всего 0,5% в пользу Швеции. И, как отмечают эксперты, без локдауна экономическое падение приходит чуть позже и является не таким глубоким. Но за это приходится расплачиваться высоким количеством инфицированных и, соответственно, большим вредом для здоровья людей и экономики, которое при этом не учитывают.
Опыт Украины: полумеры и гибкий бизнес
Первой страной в мире, которая близка к объявлению о преодолении пандемии, является Израиль, там фиксируют рекордный на данный момент процент вакцинации населения, который приближается к 100. В Украине, к сожалению, наблюдаем рост заболеваемости, вакцинация проводится медленно, а противоэпидемические мероприятия свелись к соблюдению масочного режима и дистанцированию. Мероприятий по выявлению больных, контактных лиц, их самоизоляции не проводится.
По мнению экс-заместителя министра здравоохранения Украины Павла Ковтанюка, украинская власть выбрала неправильную стратегию противодействия распространению вируса. «Украина не контролирует распространение коронавируса. Введеные меры лишь приостанавливают на время, как только мы их отпускаем, заболеваемость начинает расти. Мы реагируем не на вспышку, а действуем тогда, когда везде полыхает», ‒ считает эксперт.
Все силы и средства направлены на борьбу с последствиями заболевания в больницах. Такая стратегия, по его мнению, не поможет, потому что при увеличении количества больниц, койко-мест, кислородных аппаратов, не хватает врачей и медперсонала, а приостановить поток инфицированных в больнице может только жесткий локдаун.
Группа по математическому моделированию проблем, связанных с эпидемией COVID-19 в нашей стране Института проблем математических машин и систем НАН Украины указывает на то, что нынешняя волна более мощная, чем предыдущий осенний всплеск заболевания и предполагается более стремительное распространение вируса. Однако пока, по словам главы МОЗ, Украина будет двигаться в стратегии адаптивного карантина. Эксперты же говорят о том, что мы уже опоздали с введением локдауна, а из-за исключений и избирательности в ограничениях – с ними в Украине никто не считается, поэтому ситуация может стать неконтролируемой.
Украинские чиновники пытаются смягчить удары пандемии для отечественного бизнеса. Так в декабре 2020 года президент подписал инициированные им законы для поддержки малого бизнеса в период карантина. Предусматривается предоставление единовременной материальной помощи в размере 8 тысяч гривен наемным работникам, и физическим лицам-предпринимателям, которые потеряли часть дохода вследствие карантина. На выплату единовременного пособия по этому закону было предусмотрено 8,3 миллиарда гривен, которую получили 355 тысяч граждан Украины, но вряд ли такая единовременная выплата помогла спасти бизнес.
Не очень радует украинских бизнесменов и предложенная программа дешевых кредитов «5-7-9%», потому что отвечать всем условиям кредитования почти невозможно, а выполнить требования банков в ситуации и украинских реалиях ‒ миссия невыполнима.
Поэтому, по итогам года, украинский бизнес в очередной раз вынес один важный и, в какой-то степени, традиционный урок: рассчитывать нужно только на самих себя. Прежде всего, на свою изобретательность, настойчивость и энергию. Смог выиграть тот бизнес, который быстро приспособился к новым условиям жизни. К наиболее успешным и прибыльным украинским бизнес-проектам в период пандемии эксперты относят онлайн-торговлю, службы доставки, курьерские службы, фармацевтические заведения, онлайн-школы, онлайн-курсы, спортивные онлайн-занятия, внутренний туризм. Сегодня разрешено работать «на вынос» не только заведениям питания, но и владельцам магазинов одежды, а по предварительной договоренности можно получить и услуги парикмахера. Украинский бизнес в значительной степени приспособился к экстремальным условиям современной жизни. В значительной степени этому способствовало и принятие закона о дистанционной работе.
Однако в условиях карантина сложной для решения остается проблема общественного транспорта, так как для большинства украинцев он является единственным средством передвижения. Особенно остро эта проблема касается жителей сел, которые работают в городах. И, как всегда в таких случаях, возникает необходимость каким-то образом обойти запрет: так появляются всевозможные спецперевозки или спецрейсы, потому что местные власти не продумали и не предусмотрели официальных решений. В общем, иногда складывается впечатление, что наши чиновники не знают условий жизни украинской глубинки, где люди лишены элементарных достижений цивилизации, и для них самая жизненная ситуация ‒ купить продукты, лекарства, обеспечить себя теплом, водой, получить медицинскую помощь, воспользоваться мобильным телефоном ‒ превращается в сложную проблему.
Еще одним вызовом в условиях пандемии стала ситуация в образовании, где уже второй год подряд обучение происходит в авральном режиме. Карантин выявил ряд проблем, которые хорошо известны, но решаются классическим способом ‒ «спасение утопающего ‒ дело рук самого утопающего».
Первая проблема ‒ цифровые навыки: большинство преподавателей не имели опыта, необходимого для работы в дистанционном формате. Сейчас ситуация несколько улучшилась, однако для ее исправления следовало бы усовершенствовать программы подготовки учителей и преподавателей и обучать их качественно проводить дистанционное обучение.
Вторая проблема ‒ методики преподавания. Часть учителей вместо дистанционного обучения решила перевести все в формат самостоятельной работы учащихся. Третья проблема ‒ качество учебного процесса, уровень компетенций и знаний соискателей образования. Часто учителя практикуют репродуктивные формы работы, не имеют четких критериев оценки деятельности ученика в условиях дистанционного обучения, перегружены большим количеством работ для проверки, страдают от последствий не всегда честного поведения учеников, которым режим дистанционного обучения позволяет чаще пользоваться интернетом для выполнения задач «для галочки».
Ну и кроме того, определенная часть учеников вообще не выходит на связь и игнорирует учебный процесс. Уже сегодня нужно детально изучать существующие проблемы, чтобы как можно скорее их устранить, потому что сейчас к дистанционному обучению вынуждают обстоятельства, а вскоре смешанное обучение ‒ сочетание дистанционной и очной форм ‒ вполне может стать нашим будущим.
Однако несмотря на трудности, которых немало, экономические прогнозы для Украины достаточно оптимистичны, хотя эпоха «черных лебедей» не закончилась и стоит быть готовыми к любым сюрпризам.
Так, по прогнозу Национального банка, ВВП Украины в 2021 году вырастет на 4,2%. Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства прогнозирует рост этого показателя на 4,6%. Инвестиционная компания Украины Dragon Capital ‒ на 5,3%. Также оптимистично возможности украинской экономики оценивают и международные эксперты ‒ Всемирный банк ожидает рост ВВП Украины в этом году на 3%, а международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует рост реального ВВП Украины на 4,1%.
Карантинная коммуникация
За последний год несколько изменилась и стратегия центральной власти по коммуникации самого процесса введения карантина.
Во-первых, частично ответственность за введение локдаунов теперь разделяют местные власти ‒ это четко обозначил премьер-министр на прошлом заседании правительства, отметив то, что мэры и местные органы власти не должны ожидать указаний из центра и принимали решение о введении жестких карантинных мероприятий с учетом количества больных и койко-мест в больницах.
Во-вторых, более слаженной стала коммуникация между различными министерствами, которые сейчас находятся на острие разъяснения гражданам дальнейшей ситуации с введением карантинных мероприятий. МОЗ, МВД и Минобразования сейчас находятся в авангарде этого процесса, однако до сих пор не хватает достаточной коммуникации по более оперативному донесению информации на местах. Вероятно, этим вопросом должен заняться аналог единого оперативного штаба противодействия пандемии коронавируса, функции которого пока выполняет Минздрав.
Украина вместе с остальным миром входит во второй год жизни в режиме карантина и онлайн-работы. Меняется коммуникация и взаимодействие, экономика перестраивается на новый лад. Учитывая нынешние экономические возможности Украины, мы будем иметь одни из самых негативных последствий в мире для жизни и здоровья граждан вследствие распространения коронавирусной болезни в нашей стране. В то же время мы получили и уникальную возможность в таких кризисных обстоятельствах кардинально изменить подходы к дальнейшему более успешному развитию нашего государства.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»