Украина, как и весь мир, испытала существенное негативное влияние на все общественно-политические и экономические процессы в 2020 году в связи с пандемией коронавируса. Если бы не этот фактор, вероятно, политическая жизнь в нашей стране в текущем году была несколько более динамичной.
Однако каждый политический институт, партия власти и оппозиционные силы ‒ нашли свое место и заняли позиции в ожидании нового политического сезона-2021. В случае постепенного угасания фактора коронавирусной угрозы, следующий год обещает быть несколько более динамичным, чем нынешний. Этому будут способствовать отложенная во времени конкуренция между «старыми» и «новыми» политическими элитами, соревнования олигархов и групп влияния за ресурсы, а также ожидания украинцев.
Кроме того, следующий год обещает быть сложным и из-за дальнейшей экономической рецессии ‒ и вряд ли кризисные явления обойдут политические процессы. Согласно последним социологическим опросам, украинцев все больше пугает фактор некомпетентности действий политиков и властных институтов. Поэтому, вероятно, следующий год станет годом «собирания» профессиональных политических команд и соревнования в эффективной коммуникации.
А еще, по всей вероятности, 2021-й станет поворотным в дальнейшей политической судьбе команды Владимира Зеленского и самого главы государства. Почему ‒ попробуем разобраться.
Диктатор или переговорщик?
Согласно данным сразу нескольких социологических опросов, проведенных в конце ноября и в декабре 2020 года, президент Владимир Зеленский является одновременно и лидером политических рейтингов, и главным разочарованием года для украинцев.
Нынешняя ситуация интересна тем, что мощных конкурентов у действующего главы государства среди «старых» политических элит на горизонте до сих пор не появилось, зато и среди «новых» политических игроков нет никого, кто бы мог сравниться рейтингами с Владимиром Зеленским.
Несмотря на это, а также на еще высокий уровень легитимности в обществе, действующий глава государства может выбрать как минимум две модели поведения в следующем году. Это условно путь «диктатуры» ‒ или укрепление собственных рейтингов с помощью различных рычагов влияния как на собственное окружение, так и давление на конкурентов. Второй путь ‒ условный сценарий «переговорщика»: мы уже когда-то слышали о возможности так называемой «широкой коалиции». То есть, Владимир Зеленский сможет укрепить свои позиции путем переговоров как со «старыми», так и «новыми» политическими элитами. Попутно, сдержав центробежные тенденции в собственной политической команде.
По крайней мере, в отставку и перевыборы президента в следующем году украинцы верят неохотно, хотя и допускают подобный сценарий. Вероятно, состоится переформатирование в других институтах власти, а вот вопрос досрочного прекращения полномочий главы государства в 2021-м ожидать не стоит.
Правительственные чаши весов
А вот судьба Кабмина, скорее всего, в 2021 году полностью будет зависеть от сценария, который выберет правящая команда на Банковой и в монобольшинстве парламента.
Кабмин может стать как местом «соединения» различных групп влияния, так и дестабилизирующим фактором, который будет «топить» и рейтинг президента, и поддержку «Слуги народа». Интересно и то, что голосов монобольшинства на изменение состава всего правительства, в случае его отставки, точно не хватает. А значит придется искать союзников, или довольствоваться «косметическими» отставками и назначениями отдельных министров. Как показала ситуация с голосованием за назначение глав министерств в конце декабря текущего года ‒ власть все же тяготеет к компромиссным сценариям.
Дефрагментация парламента
Де-юре в Верховной раде сохраняется монобольшинство одной фракции ‒ «Слуга народа». Де-факто, еще с весны текущего года для ключевых голосований монобольшинству приходилось искать партнёров среди других фракций и депутатских групп.
Именно Верховная рада среди ожиданий украинцев является первым претендентом на досрочную замену в 2021 году. На такой сценарий могут согласиться и различные политические группы влияния, и олигархи, если находить общий язык в нынешней конфигурации власти будет становиться все сложнее.
Так или иначе, в случае досрочного роспуска парламента, для чего еще нужны и соответствующие основания, провести выборы удастся не раньше осени 2021 года. Новая коалициада и поиск конфигураций в парламенте, формирование правительства могут занять до 2-3 месяцев. Поэтому при таком сценарии президент будет оставаться главным арбитром в политических раскладах, хотя, вероятно, фракция «Слуга народа» получит значительно меньше мандатов в новом созыве парламента.
Региональная политическая карта
Сейчас очень интересно проанализировать, как сформировались коалиции в областных и местных советах в регионах после местных выборов.
В различных областных советах формируются коалиции, казалось бы, принципиальных оппонентов. В других ‒ партия власти формирует большинство с политическими силами разного идеологического направления. Например, в Днепропетровском облсовете «Слуга народа» объединились с ОПЗЖ и «Пропозицией», в Житомирском облсовете ‒ с «Нашим краем» и той же «Пропозицией», в Харьковском облсовете ‒ с «Блоком Кернеса» и ОПЗЖ, в Запорожском облсовете ‒ с «Оппозиционным блоком», «Батькивщиной» и местной партией Владимира Буряка «Единение», и подобный «партийный винегрет» можно наблюдать в других областных и городских советах.
Такая стратегия правящей партии на местах, кроме недостатка организационных, медийных и финансовых ресурсов, свидетельствует еще и о гибкости и способности к поиску политических компромиссов. Кто знает, возможно, именно из подобных региональных альянсов в 2021 году и выкристаллизуется новая профессиональная команда, которая сможет претендовать на первенство в следующих политических сезонах.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»