Интересное обстоятельство обнаружил опрос, проведенный Социологической группой «Рейтинг»: оказывается, наши граждане очень хотят избирать. У них просто какой-то зуд избирательный: 83% избирали бы глав ОГА, 71% – местных судей, 68% – прокуроров. О шерифах речь не шла, но 57% за свою, муниципальную милицию, то есть тоже такую, на которую можно оказывать какое-то влияние.
Реализация любого из этих пунктов требует коренного изменения нынешней системы государственного управления, и по каждому пункту есть целый набор доводов «за» и «против», но суть в том, что люди хотели бы взять под больший контроль обстоятельства своей жизни. Рулетка, когда приходится зависеть от неизвестных персон, назначающих по неизвестным соображениям других неизвестных персон или, наоборот, слишком хорошо известных, в руках которых оказываются важные полномочия, способные решающим образом повлиять на благополучие граждан, перестала устраивать украинцев, им хочется большей причастности к собственной судьбе.
Конечно, это обратная сторона тотального недоверия власти, которая за четверть века в разных политических обличьях не смогла никого убедить, что простым людям лучше не лезть в политику, за них все придумают и порешают. Иллюзия участия сводилась к редким выборам, сориентироваться в которых назойливо помогал телевизор и знакомая учительница из участковой комиссии.
Пару раз за последние двадцать лет «простым» приходилось под угрозой применения силы заставлять «непростых» все перерешать, но каждый раз все равно все возвращалось на круги своя. Мало что существенным образом менялось на самом верху, а внизу и подавно: тот же самый кумовской набор, спаянный совместными гешефтами, охотой, рыбалкой, баней и перекрестными браками детей. Разве что тот из кумовей, что по политике, регулярно менял партийную прошивку, в зависимости от того, какие ветры веют в Киеве.
Местные кланы вполне способны обеспечить переизбрание своим проверенным кадрам, как до сих пор неплохо справлялись с задачей обеспечить переназначение, находя нужные кабинеты и занося туда убедительные доводы. И без ветров приличной ураганной силы из Киева людям, которые хотят настоящих перемен на местах, самим сложно будет справиться, но и без подключения граждан, каким-то невероятным образом сохранивших интерес к публичной сфере, никакие самые благие намерения центра не приведут к переменам на местах.
Согласно тому же опросу «Рейтинга», 45% украинцев хотели бы принимать более активное участие в жизни своего населенного пункта. Это очень много, почти каждый второй, колоссальная сила, если бы ее удалось аккумулировать. Но пока она зря пропадает или перенаправляется ее самыми подготовленными носителями в другие способы обеспечения себе и своей семье благополучия и безопасности, в частности, связанные с перемещением в другие государственные юрисдикции, где более цивилизованные представления о законности и порядке. Кто-то просто перерос возможности, которые Украина предоставляет для самореализации, кому-то надоело ждать, когда Родина, наконец, подтянет свои стандарты до нестыдного уровня.
Движение – жизнь, неподвижность – смерть, и ничего удивительного, когда самые шустрые движутся прочь от здешнего безвременья навстречу другой жизни, хотя тут без них все обречено окончательно замереть. Люди выбирают всегда, даже когда некоторые важные возможности для выбора для них перекрыты. Надежда только на то, что часть из них в поисках нового пространства свободы начнет ломать внутренние границы, не уповая исключительно на пересечение внешних.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.