В начале июня в Кабмине проанонсировали поэтапное увеличение минимальной заработной платы. Правительство запланировало три этапа увеличения минимальной зарплаты на следующий год. Так, с 1 сентября она должна увеличиться до 5000 грн (+277 грн или +5,9%). С 1 января 2021 года – до 6000 грн (+1000 грн или +20%), а с 1 июля 2021 года – до 6500 грн (+500 грн или +8,3%). По словам премьер-министра, правительство накануне принятия данного решения проанализировало опыт повышения уровня минимальной зарплаты в предыдущие годы, учло его преимущества и недостатки, а также 5 факторов, доказывающих необходимость повышения уровня минимальной зарплаты, а именно: «потребительский спрос, инфляцию, занятость, преодоление бедности, неравенство».
Подобный шаг, по расчетам правительства, будет стимулировать потребительский спрос на украинскую продукцию. А еще позволит привести минимальную зарплату, которая сегодня составляет 4723 гривны, до реального прожиточного минимума (4900 гривен). Кроме того, по мнению главы правительства, такой шаг не окажет значительного влияния на увеличение инфляции. Так же в условиях «разогрева экономики» не вырастет и уровень безработицы.
Инициативу правительства поддержал президент Украины Владимир Зеленский и 6 августа внес на рассмотрение парламента законопроект об изменениях в государственный бюджет на 2020 год, которым с 1 сентября предлагается увеличить размер минимальной заработной платы. Этот документ уже зарегистрирован в Верховной раде, и планируется, что он будет рассмотрен до конца августа на внеочередной сессии.
Эксперты, проанализировав состояние экономики и финансов в Украине, а также вызовы, связанные с эпидемией коронавируса, пришли к выводу, что решение правительства о повышении МЗП является неоднозначным и, скорее, популистским. Мол, в условиях, в которых оно происходит, этот шаг может привести к существенным дисбалансам. Однако не следует забывать о политических реалиях – власть пытается улучшить свои рейтинговые позиции накануне местных выборов. Как увеличение минимальной зарплаты повлияет на экономику страны? Какие «плюсы» и «минусы»?
Аргументы «за»
Аргументов относительно того, почему повышение минимальной зарплаты может быть полезным для экономики, на самом деле немного.
Во-первых, это хорошо для тех работающих, которые получают зарплату, которая не дотягивает даже до прожиточного минимума.
Во-вторых, это позволит покрыть дефицит Пенсионного фонда, если не полностью, то хотя бы частично.
В-третьих, должно оживить потребительские процессы в экономике. Но, по мнению экспертов, эти положительные последствия возможны в случае повышения уровня МЗП до 5000 гривен, на что есть и ресурсы, и целесообразность. Однако заявленные правительством следующие этапы повышения уровня «минималки» приведут к ухудшению ситуации как для бизнеса, так и граждан. И таких аргументов у экспертов гораздо больше.
Аргументы «против»
Прежде всего стоит начать с того, что экономических оснований для увеличения минимальной заработной платы нет, потому что включается этот механизм при росте производительности труда «для компенсации распределения созданного национального богатства среди наемных работников». Если же уровень производительности труда не растет или растет незначительно (а именно об этом свидетельствуют правительственные макроэкономические показатели), то такое вмешательство правительства в динамике оплаты труда создает ряд рисков и искажений экономических стимулов, с которыми Украине придется жить не один год.
Кроме того, экономика Украины структурирована таким образом, что доля инвестиционной составляющей в разы меньше по сравнению с долей потребления. Темпы роста реального ВВП в предыдущие годы и на ближайшую перспективу составляют 3% в год, в то время как личное потребление (за период 2018-2019 годов) увеличивалось в среднем более чем на 10% в год. И нынешние показатели свидетельствуют, что зарплаты и частное потребление намного быстрее выходят из вызванного карантинными ограничениями кризиса, чем инвестиционная активность.
Вследствие пандемии и карантина компаниям, доходы которых сократились, придется выбирать, каким образом обеспечить заявленное повышение уровня минимальной зарплаты низкооплачиваемым рабочим: за счет повышения цен на свои услуги и товары, сокращением рабочих мест или отказом от инвестиций. Перспектива увеличения минимальной зарплаты при отсутствии роста производительности труда будет стимулировать частное потребление вместо инвестиций, а это неадекватный приоритет, который будет ограничивать восстановление экономики не только в 2021 году, но и в последующие годы.
Такой подход экономисты называют «проеданием будущего». Таким образом, желаемого или, скорее, задекларированного Кабмином преодоления бедности, увеличения занятости и преодоления неравенства ожидать не стоит. Рядовой гражданин с недоверием относится к любому повышению уровня заработной платы, так как ожидает роста цен, инфляции, сокращения рабочих мест – все по закону физики: чтобы где-то добавить, надо от чего-то отнять.
Неоднозначное влияние на экономику
Перечисленные выше факторы будут влиять и на банковскую сферу, потому что рост инфляции возродит тенденцию увеличения процентных ставок, что ограничит восстановление кредитования, а это опять же противоречит амбициям правительства.
Еще одним неприятным последствием такого увеличения минимальной зарплаты может стать увеличение безработицы как в теневом секторе, так и среди официально оформленных работников в бизнесе с низкоквалифицированным трудом. Кроме того, вынужденное повышение зарплат стимулирует «тенизацию» трудоустройства.
Планируемый второй и третий этапы повышения уровня минимальной заработной платы приведут к увеличению налоговой нагрузки на оплату труда для предпринимателей. Возрастет максимальная величина базы начисления социального взноса, что ощутимо ударит по тем предпринимателям, которые добросовестно выплачивают и заработные платы работникам, и налоги государству. А это, как известно, может стимулировать как рост «теневого» сектора, так и усиление давления на добросовестных налогоплательщиков со стороны государства, что опять же не коррелируется с заявленным премьер-министром фактором преодоления неравенства: честный бизнес проигрывает.
В проигрыше окажется и государственный сектор: государственные предприятия вынуждены будут увеличить фонд оплаты труда, потому что из-за повышения «минималки» будет пересмотрена оплата труда по тарифной сетке, что, в свою очередь, не исключает убытки, которые придется компенсировать из бюджета. Это повлечет за собой снижение бюджетных поступлений от налога на прибыль и части чистой прибыли и дивидендов. Государственные инвестиции также придется сократить.
В итоге рост минимальной зарплаты повлечет за собой рост цен, а это вызовет необходимость индексировать пенсии и другие социальные выплаты, создаст дополнительную нагрузку на бюджет, дефицит которого и без этого огромен.
Задекларированные Кабмином намерения можно только приветствовать. Однако, учитывая восстановление украинской экономики, заявленные уровни повышения минимальной зарплаты следует рассчитать хотя бы на 2 года. Что ж, избирательная кампания вносит свои коррективы в экономические реалии, однако последствия подобных шагов могут быть очень неприятными.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»