Пьяные ДТП: почему не сработают штрафы за вождение в нетрезвом виде

Александр Радчукполитолог

Очередное резонансное ДТП под Киевом, в котором погибла почти вся семья, шокировало украинцев. Водитель, будучи пьяным, решил продемонстрировать свои навыки и устроил смертельные гонки, которые закончились трагедией.

Событие получило такую огласку, что о нем лично на следующий день вспомнил президент Украины и попросил профильного министра и парламент усилить ответственность за вождение транспортными средствами в нетрезвом состоянии.

На запрос первого лица государства сразу отреагировали и в парламенте. Депутаты поддержали в первом чтении законопроект №2695 об усилении ответственности водителей за вождение в нетрезвом состоянии и превышение скорости.

Однако все ли так однозначно в этом решении? Действительно ли речь идет только об усилении ответственности для пьяных водителей? Какой должна быть эффективная система наказаний для граждан, которые регулярно садятся за руль после употребления спиртных напитков или психотропных веществ?

Тюрьма или штрафы?

Вождение в нетрезвом виде всегда в пятерке лидеров среди причин ДТП и смертности на украинских дорогах в последние годы. Так, в 2019 году из-за нетрезвых за рулем произошло 5189 ДТП, в которых 106 человек погибли и 1616 были травмированы.

В этом году в первом квартале из-за управления транспортным средством в нетрезвом состоянии произошло 368 ДТП.

Наиболее непонятным в ситуации выглядит то, что Владимир Зеленский, реагируя на последствия ДТП под Киевом, акцентировал внимание на усилении ответственности за вождение в нетрезвом виде, тогда как в июле подписал законопроект, отменяющий уголовную ответственность за вождение в нетрезвом состоянии.

«Если вождение в пьяном виде повлекло гибель, срок наказания должен быть увеличен. Возможно, и к пожизненному заключению. Я – за максимальную криминализацию этих преступлений. Жестко и надолго. И с максимальным оглаской... И чтобы ни один суд не думал кого-то "отмазать"», – заявил Зеленский.

В то же время в Офисе президента объяснили такую несогласованность решений тем, что криминализация таких правонарушений значительно осложнит работу МВД. «Министерство внутренних дел максимально выступало за подписание законопроекта № 3314, согласно которому ответственность за вождение в нетрезвом состоянии возвращалась из статуса уголовных проступков в Кодекс об административных правонарушениях. Были аргументы, что уголовный порядок парализует работу, ведь процедура документирования уголовного проступка значительно сложнее и требует больше времени», - говорится в заявлении ОПУ.

Так или иначе вопрос усиления ответственности за вождение в нетрезвом виде до сих пор окончательно не решен. Принятый парламентом законопроект не повышает штрафы за пьяное вождение (они остаются в размере до 1200 необлагаемых минимумов или около 20 000 гривен), но он дополнительно предлагает наказывать нарушителей административным арестом на 10-15 суток, а также лишать права управления на срок от 3 до 10 лет. При этом такое наказание водитель может получить, если нарушит повторно в течение года.

В то же время народные депутаты из фракции «Голос» утверждают, что законопроект позволит останавливать авто водителей без причины. То есть, если раньше патрульной полиции нужен был формальный повод для остановки транспортного средства, то после окончательного принятия законопроекта вполне вероятным поводом будет остановка авто в случае подозрения на вождение в нетрезвом состоянии.

Неотвратимость наказания

История с ДТП возле Киева оставляет много вопросов, ведь виновник ДТП неоднократно привлекался к административной и уголовной ответственности. И даже был лишен водительских прав на определенный срок. Так, действительно ли существует проблема с привлечением к ответственности всех тех, кто управляет автомобилем в нетрезвом состоянии?

На самом деле проблема существует в самом принципе неотвратимости наказания за совершенное правонарушение. Если бы оно касалось не только самого участника ДТП, но и членов его семьи и вообще – влияло на дальнейшую жизнь виновника аварии, последующих трагедий можно было бы избежать.

О чем идет речь? В большинстве цивилизованных стран мира виновник ДТП в нетрезвом виде не просто лишается водительских прав и несет ответственность в случае нанесения вреда другим людям. Это лицо лишается возможностей, например, приобретения вещей в кредит, также получает большие ставки по кредитованию своей медицинской страховки, имеет целый ряд других ограничений, которые значительно затрудняют жизнь.

Зато в Украине даже отбыв наказание в тюрьме и оплатив все штрафы, виновник ДТП, вполне вероятно, получит новые водительские права и вскоре сможет совершать новые правонарушения. Очевидно, что в данном случае увеличение суммы штрафа и возможностей задержания лица с подозрением на опьянение не является залогом успеха в борьбе за уменьшение количества ДТП.

Водительское не для всех?

Рядовой водитель может запутаться в действующих нормах законодательства. Парламент недавно принял нормы по усилению ответственности автошкол в получении лицензий на преподавание и вообще за обучение будущих водителей. Чуть ли не ежемесячно в новостных лентах речь идет об усилении ответственности для водителей.

Однако, если разобраться, рост штрафных санкций пока себя не оправдывает. Ведь их назначают несистемно тем водителям, которые «попались» на грубом нарушении ПДД. Отсутствие неотвратимости наказания стимулирует водителей и дальше нарушать и в целом влияет на культуру вождения в Украине. Ярким примером этого является последняя трагедия на Киевщине: водитель-нарушитель до этого несколько раз привлекался к ответственности и даже отбывал наказание. Однако система не слишком тщательно относилась к возможным рецидивам со стороны потенциального преступника.

А еще – парламент до сих пор не решается на внедрение системы наказания в виде штрафных баллов и улучшения безопасности инфраструктуры на дорогах. Большинство водителей в Европе не нарушают ПДД не из-за высоких штрафов, а потому, что в случае систематических нарушений могут просто потерять водительское удостоверение на длительное время или же навсегда.

Соответствующие данные фиксирует не только полиция. Они открыты и для других учреждений, которые могут принимать те или иные решения относительно отдельного гражданина. Например, страховые компании и банки – в случае необходимости определения суммы страховочного взноса или процентов по кредиту гражданину, или муниципалитеты, которые также могут предоставлять различные справки относительно правового статуса личности.

Особого внимания требует и вопрос повышения культуры вождения в Украине. Речь идет не только о повышении ответственности для водителей, но и для пешеходов и велосипедистов.

В общем для реализации хотя бы части из всех вышеперечисленных целей нужно не увеличение финансирования или преодоления бюрократических проволочек, а очень простые решения, которых так не хватает в украинских реалиях. Речь идет о политической воле и четком определении ответственных за осуществление реформ в сфере безопасности движения.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО