Вопрос улучшения безопасности дорожного движения в Украине давно требует комплексного подхода. Дело в том, что и со стороны государства, и со стороны водителей и пешеходов отсутствует достаточный уровень ответственности как за соблюдение Правил дорожного движения, так и контроля за безопасностью движения.
Дорожное движение и его безопасность – вопрос комплексный и требует системного подхода именно со стороны государства. Сейчас мы имеем ряд существенных пробелов, из-за которых ежегодно в Украине на дорогах гибнут тысячи людей, а десятки тысяч – получают различные повреждения.
В целом Украина до сих пор не утвердила на официальном уровне методику подсчета экономических потерь из-за ненадлежащего исполнения гражданами ПДД и вообще – недостатков в безопасности движения. В странах ЕС жизнь человека, погибшего в ДТП или получившего ранение, оценивают в миллионы и сотни тысяч евро. Зато в Украине по полису обязательного страхования размер страховой суммы потерпевшему в случае ДТП составляет лишь 100 тысяч гривен.
Несмотря на увеличение штрафов и введение системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, государство должно более комплексно подойти к самому вопросу подготовки водителей к вождению транспортных средств. К сожалению, до сих пор в Украине существует устаревшая система получения водительских удостоверений, но не из-за самого качества документов, а именно по причине самой сути подготовки водителей.
Во многих странах мира внедрена более тщательная система подготовки и переподготовки водителей к управлению транспортными средствами. Приблизится ли к этим стандартам Украина, будет зависеть от следующих шагов государства в вопросе принятия соответствующих законодательных и исполнительных актов. А вот готовы ли будут к изменениям водители – вопрос уже к правоохранительной системе и внутренним ценностям самих украинцев, садящихся за руль.
Цена ответственности
В конце прошлого года Кабмин ввел обновленные правила получения водительских удостоверений, подготовки водителей и аккредитации автошкол.
С одной стороны, государство усилило ответственность для лиц, которые собираются стать водителями: срок действия первых водительских прав с тех пор составляет лишь 2 года. Если водитель не совершал в течение этого срока более 2 административных нарушений, он сможет обменять права на постоянные, срок действия которых составляет 30 лет. Интересно, что государство до сих пор не урегулировало на законодательном уровне вопрос так называемых «бессрочных» водительских удостоверений, которыми до сих пор пользуются немалое количество украинских водителей.
Также в новые водительские удостоверения вносятся данные о группе крови и резус-фактор. Кроме того, водительское удостоверение нельзя получить без отметки о месте регистрации в паспорте или другом документе, удостоверяющем личность. Именно эта норма, по замыслу чиновников, должна была способствовать дальнейшему внедрению системы «писем счастья» для водителей.
Многие изменения были внесены в правила работы автошкол. Теперь они будут аккредитовываться по новым правилам, их электронные базы объединяются с территориальными органами МВД. К тому же срок действия свидетельства об окончании автошколы сокращен с 10 до 2 лет. Сам экзамен может быть зафиксирован с помощью видеозаписи.
Однако этих изменений, очевидно, недостаточно, чтобы действительно улучшить качество и культуру вождения транспортными средствами в Украине. Эти изменения лишь частично приближают Украину к стандартам подготовки и получения водительских удостоверений, которые применяются во многих развитых странах мира с высоким уровнем безопасности на дорогах.
Речь идет о более длительном периоде подготовки водителей к получению самих водительских удостоверений – так называемый «испытательный срок» – и само качество преподавания. Ведь во многих развитых странах высокие стандарты не только к теоретической подготовке, но и к практическим навыкам водителей: занятия проходят при различных погодных условиях, предоставляются навыки из так называемого «экстремального» вождения. Пока в Украине всему этому научиться можно или ценой собственного опыта, или за дополнительную плату у частных инструкторов.
Новые правила
В начале июня в Верховной раде был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О дорожном движении» относительно имплементации законодательства Европейского Союза о порядке допуска к управлению транспортными средствами». Структура подготовки украинских водителей действительно отличается от европейских подходов, поэтому цель предложенного проекта закона – приблизить украинские реалии к европейским.
Впрочем, пока не совсем понятно, благодаря чему качество подготовки украинских водителей станет лучше. В законопроекте предложено усилить ответственность инструкторов. Отныне они будут аттестованы государством по аналогии с частными нотариусами и лично нести ответственность за принятие решения относительно способности лиц к безопасному управлению транспортными средствами. В документе будет прописан правовой статус экзаменаторов по вождению и выписаны основные требования к ним.
К тому же государство обязуется обеспечить контроль над деятельностью экзаменаторов по вождению и может аннулировать их свидетельства в случае признания некомпетентности. А еще экзаменатор должен будет обязательно заключать договор страхования профессиональной деятельности.
Обучение водителей станет более сложным и, вероятно, более длительным. А еще – дороже, ведь государство не аттестует уже имеющееся количество автошкол, которые сейчас работают на рынке предоставления образовательных услуг. Скорее всего, количество автошкол уменьшится, а стоимость обучения в них – возрастет. По замыслу должен вырасти уровень ответственности как самих водителей, так и инструкторов и экзаменаторов, которые их будут учить.
Правда, даже в случае принятия соответствующего закона и введения новых правил получения водительских удостоверений, изменения к лучшему станут заметными лишь через много лет. К тому же в предложенном законопроекте пока нет норм о том, что делать со знаниями и какие применять меры к водителям, которые систематически нарушают ПДД и вообще для всех тех, кто получал водительское удостоверение в предыдущие годы.
Кроме процедуры обучения и сдачи экзаменов, следует предусмотреть и обязательную процедуру переподготовки водителей, которые систематически нарушают ПДД. В Германии, например, кроме повторных курсов и пересдачи экзаменов, водители-нарушители посещают серию лекций и проходят длительное психологическое тестирование на определение степени склонности к правонарушениям и готовности в дальнейшем соблюдать правила безопасности дорожного движения.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»