Верховная рада отложила на неопределенный срок рассмотрение президентского законопроекта о двойном гражданстве. Большинство председателей фракций парламента на согласительном совете высказали предложение снять с рассмотрения данный вопрос. Депутаты монобольшинства и председатель Верховной рады Дмитрий Разумков так же решили не педалировать этот вопрос.
Очевидно, что драйвером данного вопроса является именно пропрезидентская команда и сам глава государства Владимир Зеленский. Именно президент в декабре 2019 года внес данный законопроект на рассмотрение Верховной рады как неотложный. Уже в середине января текущего года документ мог быть рассмотрен парламентом на любой пленарной неделе. Впрочем, ситуация с отставкой правительства, а затем с пандемией коронавируса, отсрочила данный вопрос аж до мая.
Отсрочка с рассмотрением законопроекта о двойном гражданстве не означает, что пропрезидентская команда отказалась от этой идеи. С другой стороны, что-то заставило монобольшинство усомниться в собственных силах принять этот документ или даже несколько изменить общую концепцию и его наполнение.
Гражданство в обмен на опыт
По сути, вопрос двойного гражданства в Украине до сих пор не был урегулирован в полной мере. Прямого запрета иметь более одного паспорта для граждан Украины нет. Как и нет нормы о возможности быть бипатридом. Таким образом, такая ситуация позволяет различные манипуляции, которые граждане рассматривают как дополнительные возможности, и в то же время государство одновременно получило множество угроз для национальной безопасности.
Идею по предоставлению паспорта Украины этническим украинцам, которые в силу разных обстоятельств является гражданами других государств, команда Владимира Зеленского обнародовала еще во время предвыборной кампании в начале 2019 года. Такая опция якобы должна способствовать увеличению инвестиций и предоставлению новых возможностей для украинской диаспоры.
Уже на посту президента Украины Владимир Зеленский неоднократно возвращался к этой теме. Так, он выразил уверенность, что украинцы с американской и канадской диаспоры охотно воспользуются возможностью по упрощенной процедуре получить украинский паспорт. «Мы рады, когда люди ездят и обмениваются опытом, но также хотим, чтобы наша диаспора в США при желании получила возможность вернуться, и сейчас работаем над введением двойного гражданства в Украине», – отметил Владимир Зеленский в конце 2019 года.
Тогда же к разработке соответствующего законопроекта взялось отечественное МИД. Рассматривались две основные концепции – предоставлять право получить двойное гражданство с государствами, которые подпишут с Украиной соответствующие договоры, или упростить процедуру исключительно для представителей украинской диаспоры, чтобы им при желании было гораздо легче получить паспорт.
Так или иначе, сам президентский законопроект содержит ряд критериев и предохранителей, которые, например, не позволяли бы двойное гражданство с государством-оккупантом или агрессором. Конечно, прежде всего речь идет о России.
Угрозы национальной безопасности
Противники принятия законопроекта, которых больше всего среди оппозиционных фракций парламента, указывают на две основные опасности принятия законопроекта о двойном гражданстве.
Во-первых, речь идет о том, что принятие такого документа приведет к узакониванию российских паспортов, которые получили граждане Украины на неподконтрольных территориях Донбасса и Крыма. Впрочем, в самом законопроекте речь идет прежде всего об иностранцах украинского происхождения, которые хотели бы воспользоваться возможностью получить паспорт Украины как дополнительную опцию. К тому же, документ четко определяет, что как раз возможности легализовать российские паспорта украинцам, которые их получили не только в ОРДЛО и Крыму, не удастся.
Во-вторых, оппоненты законопроекта указывают на то, что его принятие может стать дополнительной лазейкой для иностранцев получить возможность вместе с паспортом еще и право на покупку земли. Согласно принятому закону об открытии рынка земли пока правом на ее покупку могут пользоваться только граждане Украины. Такой риск действительно существует, однако законопроект о двойном гражданстве предусматривает возможность получения паспорта для этнических украинцев, и только на втором этапе – для иностранцев, которые имеют определенные заслуги перед Украиной.
Так или иначе, даже если закон и примут в ближайшие месяцы, заработает он только с 2021 года. Да и вряд ли мы получим огромные очереди среди иностранцев на получение украинских паспортов. А учитывая продолжительность процедуры предоставления гражданства, ожидать массовой скупки украинской земли иностранцами в обозримом будущем не стоит.
Коронавирус вносит изменения?
Если два вышеуказанные риски пока выглядят несколько преувеличенными, почему же законопроект таки поставили на неопределенную паузу?
Скорее всего, дело в несколько иной плоскости вопроса с гражданством. Вероятно, понимая масштабы наличия у граждан Украины не только российских (которые по критериям законопроекту будут вне закона), но и паспортов европейских государств, власть имеет основания полагать, что не сможет иметь хотя бы какого-то влияния на выезд наших сограждан за границу.
Если в рамках легализации вопроса двойного гражданства будут подписаны договоры с некоторыми государствами ЕС, украинские граждане смогут пересекать границу, используя именно паспорт другого государства. Даже в условиях жесткого карантина украинские граждане, имеющие вид на постоянное место жительства в определенных странах ЕС, могли на личном транспорте пересекать границу и выезжать из Украины.
А если решение о двойном гражданстве будет легализовано, сотни тысяч украинцев с паспортами Польши, Венгрии, Румынии и других стран ЕС смогут больше не считаться с ограничительными мерами со стороны Украины и свободно пользоваться своими документами как граждане европейских государств. Возможно, подобную «лазейку» попытаются усовершенствовать до того, как принимать судьбоносный законопроект.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»