Уже на этой неделе Верховная рада может рассмотреть законопроект о легализации игорного бизнеса в Украине. Ко второму чтению документ набрал около 3500 правок. Поэтому вполне вероятно, что он может быть рассмотрен по сокращенной процедуре. Впрочем, пока консенсусного решения относительно этого нет.
Глава фракции «Слуги народа» Давид Арахамия уверен, что документ может быть принят до конца мая. В первом чтении законопроект №2285-д поддержали 260 народных депутатов в январе текущего года. В конце 2019-го года в парламенте была провалена первая попытка принять подобный законопроект. Тогда же, в декабре 2019-го, Кабмин Алексея Гончарука принял решение закрыть все нелегальные залы игровых автоматов и другие формы незаконного игорного бизнеса в Украине.
Смогут ли нардепы таки доработать проект закона и принять его уже в этом месяце? А главное – даже после его подписания президентом, заработает ли легальный игорный бизнес уже в текущем году?
Президентское обещание
Игорный бизнес в Украине запретило еще правительство Юлии Тимошенко в 2009 году. С тех пор его решили не легализировать, а предприимчивые изобретатели новых видов деятельности смогли полноценно внедрить игорный бизнес через различные интернет-лотереи и игровые онлайн-платформы. Помогло им в этом законодательство о национальных лотереях, благодаря которому вообщем-то нелегальная деятельность стала некой «серой зоной» ведения полулегального бизнеса.
Еще в 2010-2013 годах ниточки этого бизнеса якобы вели к семье тогдашнего президента Виктора Януковича. Впрочем, после его побега и событий 2014 года игорный бизнес «интернет-лотерей» никуда не делся.
Переломить ситуацию и, наконец, легализовать игорный бизнес в Украине решила команда нового главы государства в 2019 году. Владимир Зеленский неоднократно подчеркивал, что игорный бизнес – дополнительная возможность для государственного бюджета получать миллиарды гривен, рабочие места и инвестиции.
Правда, «игровое лобби» оказалось сильнее в стенах парламента, и декабрьский законопроект так и не был проголосован нардепами. При этом монобольшинство «Слуги народа» также не дало необходимого количества голосов. Именно после этого эпизода Владимир Зеленский публично обратился к тем, кому выгодно вести игорный бизнес в тени, о его твердом намерении переломить ситуацию. В это же время Кабмин запретил деятельность игровых залов «онлайн-лотерей», а МВД и СБУ наперегонки начали устраивать облавы на персонал и посетителей этих заведений. История оставляла больше вопросов, чем давала ответов.
Призрачные перспективы?
Но даже в случае принятия законопроект №2285-д может быть кардинально изменен многочисленными поправками и оставит много возможностей для новых видов полулегальных заработков на азартных играх.
В первом чтении в документе говорилось о том, что залы игровых автоматов будут только в отелях категории 3, 4, 5 звезд. Кроме того, разрешат работу легальных классических казино.
Кроме казино и игровых автоматов в четко отведенных местах и при соответствующей лицензии, законопроект позволяет легальное ведение букмекерской деятельности, лотерей и покера.
Интересно и то, что в бюджете на текущий год доходы от легализации игорного бизнеса уже заложены на уровне 4,4 миллиарда гривен. Это довольно существенная сумма, если учесть кризисные реалии, в которых оказалась экономика Украины из-за пандемии коронавируса и вынужденного карантина. Первоначально деньги от легализации игорного бизнеса должны были пойти в спецфонд для финансирования местных образовательных и медицинских программ.
Однако пандемия коронавируса внесла существенные изменения в реальность, в которой начать легализированный игорный бизнес будет крайне непросто. Прежде всего потому, что казино и игровые автоматы должны располагаться в 3,4,5-звездочных гостиницах. И, вероятно, в местах скопления туристов из-за рубежа. Сейчас спрогнозировать, когда именно откроется авиасообщение и полноценно заработает туристическая инфраструктура, затруднительно. Поэтому инвесторы вряд ли будут спешить вкладывать средства в такой рискованный – хотя уже и легальный – бизнес. Большинство же украинцев вряд ли смогут себе позволить поиграть в казино, ведь многим это просто не по карману.
Риски игромании
Зато более удачным будет старт различных азартных забав на онлайн-платформах. Интересно то, что в первом чтении законопроект о легализации игорного бизнеса предусматривает обязательную идентификацию игрока. Но если для посетителей игровых залов и казино она будет происходить посредством предъявления паспорта, то как будет происходить идентификация онлайн, пока до конца не понятно.
Кроме того, что выдачей недешевых лицензий для ведения игорного бизнеса будет заниматься специальный уполномоченный орган при Кабмине – комиссия по развитию и регулированию азартных игр, законодатель введет и суровые наказания за организацию и ведение любого нелегального бизнеса в данной сфере.
Не забыли депутаты и позаботиться об игровой зависимости. Кроме ограничения в возрасте, (играть будет разрешено гражданам, достигшим 21 года), самим игрокам и их родственникам предоставят возможность ограничивать участие в азартных играх. Родственники зависимого от игромании человека могут подать иск в суд, и после рассмотрения дела запретить доступ такому человеку к любым площадкам с азартными играми.
Правда, открывая возможность для ведения легального бизнеса на азартных играх, государство одновременно должно понимать и то, что количество лиц, которые еще не знают о своей зависимости, возрастет в геометрической прогрессии. Будет ли стоить тогда легализация игорного бизнеса тех денег, которые получит государственный бюджет, когда взамен получим множество случаев лечения и реабилитации больных лудоманией граждан?
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»