Долгожданная и необходимая реформа прокуратуры началась с переаттестации сотрудников Генпрокуратуры и дальнейшей ее реорганизации в Офис генерального прокурора. Однако многие уволенные прокуроры восстанавливаются в должностях через суд, добиваясь выплаты компенсации за вынужденный прогул и это вполне закономерно. Ведь изначально в нормативной базе были заложены возможности оспорить увольнение даже теми прокурорами, которые отказались от переаттестации. Такое мнение в комментарии «Слово и дело» высказал юрист Алексей Ничипоренко.
Нечипоренко отметил, что вместо реорганизации фактически произошло банальное переименование Генеральной прокуратуры в Офис генерального прокурора.
«Первое с чего началась реформа прокуратуры – это нормативная база. Здесь сработал фактор турборежима. Изначально было понятно, что все закончится исками уволенных сотрудников прокуратуры. Причем эти иски будут иметь судебную перспективу», – пояснил юрист.
По мнению Ничипоренко, принятые закон «Про прокуратуру», закон о первоочередных мерах реформирования органов прокуратуры и «Порядок прохождения прокурорами аттестации» уже предполагали конфликт и возможность оспорить увольнение.
«Основания для увольнения всех людей, не прошедших аттестацию, были в п. 9 ч. 1 ст. 51 Закона Украины «Про прокуратуру», согласно которому прокурор увольнялся в связи с ликвидацией, реорганизацией или сокращением штата. На первый взгляд все хорошо. Но сейчас судами установлено, что как таковой реорганизации, ликвидации и сокращения штата на момент первых увольнений не было и не могло быть. Это объясняется тем, что после аттестации Офис генерального прокурора начал свою работу с приказа о переименовании ГПУ в ОГП. Формально с этого момента и была произведена реорганизация. Но законодатель загнал себя в тупик: перейти в Офис можно было, пройдя аттестацию, но в то же время не было возможности уволить человека по надлежащей процедуре», – прокомментировал Алексей Ничипоренко.
Уволенные прокуроры начали обращаться в суд и выигрывать дела. В качестве примера юрист привел решение Одесского окружного административного суда, которым обязал Офис генпрокурора восстановить в административной должности сотрудника, не писавшего заявление о прохождении аттестации.
«Суд постановил выплатить суму вынужденного прогула в размере 223 тис. 738 грн. Это, кстати, не прецедент. Я лично читал 4 судебных решения, которыми установлено, что на момент увольнения сотрудников реорганизации, ликвидации и сокращений в ГПУ не было. Теми же судами установлено, что вместо реорганизации произошло просто переименование ГПУ в ОГП», – сказал юрист.
Алексей Ничипоренко убежден, что необходимость в масштабном реформировании органов прокуратуры назрела уже давно. Штат Генпрокуратуры с 2014 года был неимоверно раздут и надо было срочно ликвидировать лишние структурные подразделения, а оставшимся «за бортом» людям предложить работу в регионах, но проводить такие изменения следовало на законных основаниях, соблюдая права сотрудников прокуратуры.
Ранее «Слово и дело» писало, что во время переаттестации Генпрокуратуры в одной из комиссий собеседование не прошел каждый третий прокурор.
Также мы разбирались, в чем суть реформы прокуратуры и насколько сократится штат ее работников.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.