Министр внутренних дел Арсен Аваков рассказал о своем видении выхода из «карантинного» кризиса. Глава МВД предложил ввести специальные выплаты из бюджета, как кризисное обеспечение по вынужденной безработице. «Государственная помощь на продукты и лекарства, как пособие по вынужденной безработице на время карантина, должна составить около 2500–3000 грн в месяц», – написал министр в Фейсбуке. Среди других предложений министра на период карантина – льготы по коммуналке до 50% – 75%, отмена процентных ставок по кредитам частным лицам. Также Арсен Аваков предлагает увеличить дефицит госбюджета на 200 млрд гривен. Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило в комментарии «Слово и Дело» отметил, что озвученные цифры министром оценивать сложно, хотя в неординарных ситуациях могут быть такими же действия.
«Предложено увеличить дефицит госбюджета на 200 млрд гривен. Просчитывалась ли тщательно эта цифра? Сложно сказать, сейчас у нас 100 млрд дефицит. В принципе, сума не катастрофическая, учитывая, что ситуация катастрофическая. Многие развитые страны пойдут на подобные меры», – подчеркнул экономист.
По его мнению, нельзя сказать, что предложения Авакова исчерпывающие, но это часть смягчительных мер по устранению негативных последствий. В тоже время это не те меры, которые позволяют функционировать экономике в условиях устойчивых эпидемиологических рисков.
По словам эксперта, назвать цифры и суммы, озвученные министром, абсолютно нереалистичными нельзя, поскольку в экстраординарных ситуациях могут быть и экстраординарные методы финансирования.
«Каким образом это возможно сделать? Например, НБУ постепенно покупает на 200 млрд облигации внутреннего займа и банально вливает в экономику», – пояснил Жалило.
«Ситуация сейчас радикально изменилась. Всегда говорили о малоимущих, о том, что доходы низкие, зарплаты у людей маленькие, большинство получают минималку, люди пытаются заниматься бизнесом и живут за счет этого. Сейчас же большая часть бизнеса свернули деятельность к минимуму или остановили. Это те люди, которые также реально будут нуждаться помощи. Не говоря уже о теневой занятости. Поэтому, в принципе, план вполне приемлемый. Просто нужно четко просчитывать механизмы, инструменты распространения этих средств», – прокомментировал Ярослав Жалило.
Экономист предположил, что Украина только подходит к этапу, когда число выявленных инфицированных будет возрастать.
Специалист не исключил, что в ближайшие недели мы будем приближаться к пиковой ситуации в стране. Естественно, будет возникать желание усилить ограничения, сделать их жестче.
Ярослав Жалило добавил, что в таких условиях нужны инструменты, которые позволят компенсировать риски для людей и экономики.
Он также уточнил, что Украина не имеет потенциала для того, чтобы в стране все остановилось на месяц. Нужно что-то кушать, за что-то жить, а «подушка безопасности» очень незначительная как у людей бизнеса, так и государства, учитывая дефицит бюджета.
Поэтому сейчас важно балансировать между гипотетическими рисками, которые ожидаются из-за распространения вируса и рисками, которые могут быть вследствие резкого экономического обвала.
«Их нужно соизмерять и найти более гибкую политику, которая защищала бы жизнь и здоровье людей, но в то же время обеспечивала ресурсами экономику для более сложного этапа распространения вируса», – обозначил экономист.
Жалило обратил внимание на то, что в последнее время в обществе была распространена фраза о том, что в стране ничего не работает, промышленность и экономика стоит.
«Жизнь может показать, что такое, когда реально экономика стоит. Тогда уже не будет некорректных высказываний. Хотя, конечно, такого сценария допустить нельзя. Многие страны уже прошли через экономические проблемы, мы можем посмотреть на их сценарии защиты, перенять опыт. Поэтому, опираясь на опыт других, Украина может сейчас проводить более эффективную политику», – прокомментировал президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.
«Слово и Дело» разобралось, как менялся курс гривны на момент падения ведущих биржевых индексов на мировом фондовом рынке.
Также «Слово и Дело» предлагает посмотреть, какие кризисы уже пережила мировая экономика.