В Верховной раде зарегистрировали законопроект, который нацелен на борьбу с курением в Украине. Согласно документу сигарет на витринах не будет. Даже если это просто упаковка или макет, они должны быть убраны из поля зрения. Узнать о сигаретах можно будет, только спросив продавца, а купить сигареты смогут только те, кто достиг 21 года. Пачка сигарет тоже будет выглядеть по-другому. Никаких ярких цветов, теперь для них вводится общий дизайн: коричнево-зеленая упаковка, большую часть которой (65%) занимает изображение болезней, которые вызывает курение. Политический аналитик Дмитрий Купыра в комментарии порталу положительно отреагировал на предложенные изменения, выразив надежду, что это изменит уровень курения в стране.
Аналитик подчеркнул, что инициаторами законопроекта в большинстве своем стали депутаты из комитета по вопросам здоровья нации. Цель документа – дать шанс детям, которые рождаются в Украине, никогда не прибегать к курению, обезопасить их.
«К сожалению, сейчас нам сложнее говорить о том, чтобы как-то обезопасить от курения детей, которым уже 15-16 лет, или тех, кто уже курит. Но в силах государства обезопасить от пагубного влияния сигарет тех, кто только родился», – прокомментировал Купыра.
Эксперт обратил внимание на данные КМИС, согласно которым 18,5% детей в Украине в возрасте 13-15 лет являются постоянными курильщиками электронных сигарет. Статистика по обычным сигаретам не лучше, более того, тенденция такова, что количество тех, кто курит в возрасте от 13 до 17 лет, растет. В среднем около 15% детей – постоянные курильщики, отметил аналитик.
По его мнению, это в первую очередь говорит о том, что к детям этой возрастной категории применили эффективные рекламные методы. Личность, которая только формируется, легко соблазнить рекламой, которую предлагает табачная индустрия.
Аналитик выразил убеждение, что красивый, стильный дизайн упаковок, различные ароматы, подсветка витрин и многие другие приемы привлекают внимание, ускоряют сначала попытку закурить, а потом вызывают привычку курить.
«Особо эффективно это работает на молодёжь, школьников. По пути в школу, обратно домой и во время прогулки ребенок в возрасте от 11-13 лет в большинстве случаев увидит яркую витрину с сигаретами. Тем более, что есть даже прямая реклама в киосках. Получается, что в течение дня ребенок более 5 раз может увидеть яркую рекламу, которая предлагает попробовать курить, мол, говорит, что ты станешь более стильным, крутым. С этим нужно что-то делать», – прокомментировал Дмитрий Купыра.
Аналитик подчеркнул, что единый дизайн для всех пачек сигарет, который будет содержать реалистичные изображения болезней, вызванных курением, может помочь предотвратить начало курения, особенно среди детей и молодежи.
Эксперт напомнил, что на сегодняшний день в Украине несовершеннолетние могут без преград приобрести электронные сигареты любой консистенции: никотиновые и без, табачные изделия для электрического нагрева.
Купыра уточнил, что продавец не может отказать в продаже изделия несовершеннолетнему, даже если понимает, что это неправильно. Нет такого закона, зато есть статья за отказ в продаже товара, если он есть в наличие.
Политический аналитик уточнил, что законопроект предусматривает ограничения и на электронные табачные изделия.
Также, на его взгляд, целесообразно возрастное ограничение. Согласно исследованиям 95% курильщиков начали курить в возрасте до 21 года.
«Уменьшается шанс на ранний дебют курильщика. Исследования показывают, что если оттянуть этот дебют, шанс на то, что человек не начнет курить, вовсе возрастает в разы. Тем более такое ограничение действует и в США, и в ряде европейских стран. Возраст до 21 года – именно та группа, которая в зоне риска», – пояснил аналитик.
По его словам, курильщики, которые знают, где продают товар, вряд ли бросят курить, для них изменится только упаковка сигарет.
«Курильщики вряд ли бросят, но есть шанс, что те, кто не начал курить, не начнут и в будущем», – резюмировал Дмитрий Купыра.
Ранее «Слово и Дело» разбиралось, какие запреты в отношении курения действуют в Украине, как менялась стоимость сигарет и насколько много у нас курильщиков по сравнению с другими странами.
Как выяснило «Слово и Дело», за 6 лет пачка сигарет подорожала с 11 до 40 гривен.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.