Число заразившихся коронавирусом из Китая превысило 9,5 тысяч людей. Опасный вирус поразил и мировые финансовые рынки. По оценкам, фьючерсы на основные американские индексы снизились от 1,3% до 1,8%, а «индекс страха», демонстрирующий ожидания инвесторов относительно волатильности рынка, взлетел на 38%. В комментарии «Слово и Дело» президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило обратил внимание, что определенная реакция рынков на ситуацию есть, но рано делать выводы, тем более апокалиптические.
Он подчеркнул, что пока можно говорить лишь о том, что вирус поразил китайскую экономику, ведь введен ряд ограничений. Однако на данном этапе еще нет понимания, что конкретно происходит.
«Да, есть ажиотажная волна. Не более. Будет ли это иметь глобальный эффект? Наверное, все зависит от того, как будет развиваться ситуация дальше. Может быть меры на опережение, к которым прибегает ряд стран, станут сдерживающими. Если нет, экономическое развитие будет приостановлено», – прокомментировал Жалило.
Безусловно, ограничения на перемещение людей ведут к снижению потребления, следовательно, к торможению экономики и рынков, отметил он.
С другой стороны, на данном этапе паниковать не стоит, поскольку реальной масштабности проблемы мы не знаем. Пока что реакция рынков и падение индексов носит исключительно ажиотажный характер, уточнил экономист.
Президент Центра антикризисных исследований пояснил, что финансовые рынки колеблются постоянно, это нормально. Тем более, если возникают панические настроения, рынки не могут не отреагировать.
«Пока что большой вопрос, будут ли эти отклонения на фоне ажиотажа продолжительными», – констатировал экономист.
Ярослав Жалило подчеркнул, что главным потерпевшем в этой истории будет Китай, что скажется на мировой финансовой системе. Будет ли влияние ощутимо для мира, непонятно.
«На текущий момент все последствия на рынках имеют ситуативный и краткосрочный характер», – отметил он.
Эксперт обратил внимание на снижение цен на нефть, что хорошо для Украины, но глупо связывать с коронавирусом.
«Это пример того, что не стоит преувеличивать. Да, нефть дешевеет, что хорошо для нас. Однако на мировые цены нефти сейчас влияет американо-иранский конфликт, обострение отношений между странами, а не коронавирус», – резюмировал Ярослав Жалило.
Управляющий партнер компании Capital Times Эрик Найман констатировал, что сейчас видны две точки риска.
«Во-первых, март. После того, как в феврале JP Morgan введет китайские облигации в свой индекс облигаций развивающихся стран, у профи-инвесторов будет отличный повод зафиксировать прибыль, переложив мусорные облигации на розничных инвесторов», – отметил Найман.
Аналитик обратил внимание, что март является обычно худшим месяцем для рынков акций. Второй плохой месяц – октябрь.
Второй рисковый период, по его прогнозам, сентябрь, когда может повториться рецидив кризиса долларовой ликвидности.
«Аналогичная пара с кризисом ликвидности была сначала в августе 2007 года, а затем в августе 2008 года, когда все окончательно полетело вниз. Рынок акций тогда достиг пика 11 октября 2007 года и к августу 2008 года падал на 17-22%. Но после кризиса ликвидности в августе 2008 года фондовые индексы сложились еще почти вдвое. Впрочем, есть еще шанс, что рынки удастся удержать от обвала в течение всего 2020 года и лишь следующему президенту США придется разгребать завалы», – написал Эрик Найман в Фейсбук.
Как сообщалось, в результате распространения вируса уже умерли 212 человек.
Напомним, Всемирная организация здравоохранения признала вспышку китайского коронавируса нового типа чрезвычайной ситуацией международного значения. Коронавирус зафиксирован уже в 18 странах за пределами Китая.
«Слово и Дело» разобралось, что за вирус сейчас распространился в Китае и какие его симптомы.
Также «Слово и Дело» предлагает посмотреть, какие кризисы уже пережила мировая экономика.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.