«Okay, Google»: уйдут ли IT-гиганты с украинского рынка из-за налогообложения

Богдан Машайжурналист

Народные депутаты хотят обложить налогом доходы Google, Netflix, Amazon и сотен других иностранных компаний от продаж цифровых товаров и услуг (видео, музыка, реклама, игры, доступ к облачным сервисам хранения данных и т.п.) на таможенной территории Украины. Впервые в парламенте идею озвучили осенью прошлого года. «Если компании получают доходы на украинской территории, то и налоги должны платить на украинской территории», – объяснял журналистам логику замысла народный депутат, председатель комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко.

28 января депутат от «Слуги народа», председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев зарегистрировал на сайте Верховной рады законопроект №2634. Документ предусматривает внесение в национальное законодательство ряда определений и описание юридических механизмов, которые позволят иностранным «цифровым» компаниям зарегистрироваться по упрощенной процедуре в качестве плательщиков НДС на украинской территории. Сторонники идеи налогообложения компаний-нерезидентов (как и автор законопроекта), ссылаются на положительный опыт других государств. Противники указывают на риск повышения стоимости цифровых товаров и услуг для украинских пользователей или даже выхода условного Google с национального рынка. Истина, как всегда, где-то посередине.

Тихая революция

В течение последних 20 лет схема распространения контента пережила революцию. В начале тысячелетия основными носителями данных были CD-диски, бумага и магнитные пленки. Импортеры таких товаров проходили стандартную процедуру оформления на границе: заполняли отчетность, проходили проверку, платили пошлины. Сейчас основным каналом поставки объектов интеллектуальной собственности конечному потребителю является интернет. Привычные механизмы налогообложения, действовавшие ранее, фактически потеряли смысл. Технологические компании больше не обременены сотрудничеством с налоговыми службами всех стран, где оказывают услуги, поскольку доставляют их непосредственно на электронные устройства в любую точку планеты.

Это удобно для пользователей, впрочем, наносит ущерб национальным бюджетам. Простой пример: автор этих строк – подписчик потокового сервиса Apple Music. Ежемесячная стоимость подписки – 4,99 долларов. Деньги автоматически перечисляются с карты на счет европейского офиса компании Apple в городе Корк на территории Северной Ирландии. Такая схема формально не нарушает законодательство, впрочем:

  • позволяет минимизировать налоговую нагрузку (для Apple в Северной Ирландии действует специальный режим налогообложения, а в Украине платить вообще ничего не нужно);

  • искажает конкуренцию (аналогичные по функционалу украинские стриминговые сервисы платят высокие пошлины согласно требованиям национального законодательства).

Ничего нового

Цель принятия законопроекта авторства Гетманцева (согласно пояснительной записке) – увеличение поступлений в бюджет. Правда, конкретную сумму автор инициативы спрогнозировать не берется. Не скрывал депутат и тот факт, что при подготовке проекта закона взял за основу опыт, в частности, ЕС.

С 2003 года для поставщиков электронных услуг в страны Евросоюза из-за пределов еврозоны действовала система простого единого окна (SOSS – Simple one Stop Shop). Технологические компании должны зарегистрироваться в любой из стран ЕС и через SOSS осуществлять отчисления в бюджеты государств, жители которых покупали услуги. На практике оказалось, что компаниям вроде Amazon (имеет представительство в Люксембурге) оказалось проще открыть подразделение в европейской стране и вообще не использовать SOSS. Дело в том, что компании-резиденты ЕС должны были платить налоги исключительно по ставкам той юрисдикции, в которой были зарегистрированы.

В 2015 году на смену SOSS пришла система сложнее – MOSS (Mini one Stop Shop). Полноценно она заработала с 1 января 2019 года. Цель изменений – (кроме борьбы с уклонением от уплаты налогов) стимулировать компании осуществлять отчисления за продажу электронных услуг в бюджет той страны, жители которой их покупают. Для этого Брюссель предложил как компаниям-нерезидентам, так и «своим» поставщикам е-услуг, альтернативу: добровольно в электронной форме регистрироваться и подавать отчетность в налоговые органы каждого отдельного государства вместо того, чтобы открывать там физические офисы.

Именно такую модель предлагает имплементировать в украинское законодательство Гетманцев. Законопроект предусматривает, что компании-нерезиденты должны зарегистрироваться как плательщики НДС в Украине (сделать это можно будет дистанционно – через интернет на специальном портале) и ежеквартально подавать отчетность о продажах товаров и услуг B2C (физическим лицам) и B2B (юридическим лицам) клиентам. За работу без регистрации предусмотрен достаточно символический штраф – 8,5 тысяч гривен. Проект закона определяет общепринятые критерии установления места оказания услуг (с помощью IP-адресов оборудования, кодов SIM-карт, местонахождению банка, со счета которого проводилась оплата и т.д.). При этом 20% НДС не будет взиматься с компаний, которые доставляют оплаченные товары физически, а не через интернет (Aliexpress, Alibaba и т.д.).

Преимущества и риски

Критики инициативы Гетманцева предсказывают, что после ее воплощения в законодательстве компании-нерезиденты:

1) уйдут с украинского рынка; 2) переложат рост расходов на плечи потребителей.

Первый вариант – крайне маловероятен. После введения аналогичного налога парламентом России в качестве плательщиков НДС зарегистрировались более полутора тысяч компаний. Ни один IT-гигант не ушел и с белорусского рынка. Международные компании, как правило, выполняют национальные законодательства. Отдавать конкурентам доходы даже со сравнительно небольших и не основных рынков просто нет смысла.

Рост стоимости подписки, программного обеспечения, сериалов, фильмов и других виртуальных иностранных товаров или услуг более реалистичен. Вопрос в том, составит он те же +20% отчислений в бюджет. Сам Гетманцев на своей странице в Facebook указал на «давно установленную» теорию, согласно которой прямые и косвенные налоги перекладываются на плечи производителей или потребителей в зависимости от ценовой конъюнктуры. В переводе с экономического на человеческий это означает, что компании при формировании стоимости на продукции руководствуются, в первую очередь, конкуренцией и платежеспособностью клиентов.

Впрочем, есть еще один риск, который нельзя недооценивать. В актуальном рейтинге «Культура и условия работы артистов» от ЮНЕСКО Украина занимает 8 место в ТОП-10 самых «пиратских» стран. Если цена легального контента вырастет, можно прогнозировать дальнейшее ухудшение ситуации. Тогда поставщики цифрового контента действительно могут потерять интерес к украинскому рынку, а бюджет – недополучить миллиарды гривен. И вовсе не из-за налогов.

Богдан Машай, специально для «Слово и Дело»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО