Министерство инфраструктуры Украины подписало в Давосе меморандум о сотрудничестве с немецкой компанией Deutsche Bahn. По словам премьер-министра Алексея Гончарука, украинская железная дорога на 10 лет перейдет под управление DB. При этом позже немецкая компания сказала, что будет только консультировать УЗ.
«Уверен, что применение опыта наиболее успешной европейской железнодорожной компании повысит эффективность и качество железнодорожных перевозок в Украине. Украина полностью сохраняет контроль над «Укрзализныцей». Немецкие специалисты будут работать над реформированием управленческих механизмов предприятия. Поэтому сразу опровергну все слухи – ни о какой продаже или аренде стратегически важного государственного объекта, как «Укрзализныця», речь не идет», – рассказал глава правительства. «Слово и Дело» разобралось, как новая власть собирается реформировать проблемную компанию, а также как это пытались сделать их предшественники.
Как новая власть планирует реформировать «Укрзализныцю»
О реформе «Укрзализныци» премьер-министр Алексей Гончарук заговорил на следующий день после своего назначения. Он заявил, что «Укрзализныцю» нужно разделить на три компании – две продать частным инвесторам, а одну оставить в государственной собственности: «Есть модель, когда предприятие делится на операторов трех различных частей. Это отдельная и очень сложная история. Та, что может быть и является естественной монополией, где не может быть конкурентного рынка, можно оставить государству. И то, я бы заводил туда частный капитал».
Чрез несколько дней после этого заявления президент Владимир Зеленский давал поручения Кабинету министров и среди них было подготовить план реструктуризации «Укрзализныци». Дедлайн – до конца года. Поручение было выполнено частично: в компании заверили, что план есть, но он еще не представлен.
Реформа «Укрзализныци» также прописана в программе деятельности правительства. По документу Гончарук и министр инфраструктуры Владислав Криклий обязаны реформировать компанию и разделить ее на отдельные субъекты хозяйствования: оператора инфраструктуры, грузового перевозчика и пассажирского перевозчика. Кроме того, компания должна стать публичной – будет осуществлено первичное публичное размещение акций украинских железнодорожных компаний на международных биржах.
В конце прошлого года Кабинет министров утвердил план реформирования железнодорожного транспорта – первый маленький шаг к выполнению обещания. План предусматривает создание пассажирской, грузовой и инфраструктурной вертикалей, создание порядка их взаимодействия и технического обслуживания и централизацию корпоративных услуг. Также план предусматривает улучшение безопасности железнодорожных перевозок и обновления технической политики на транспорте.
Также после своего назначения Гончарук обещал принять кадровые решения по «Укрзализныце». Он повторил свою угрозу и в ноябре, но до сих пор никаких увольнений в компании не было. Уйти собирается глава «Укрзализныци» Евгений Кравцов, и то по собственному желанию.
Кстати, у Владимира Зеленского нет обещаний по реформе «Укрзализныци», только поручения. У политических партий, которые прошли в Верховную раду, по этой теме тоже особых идей нет. Только в программе «Слуги народа» есть обещания демонополизировать отрасль пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте.
Гройсман обещал ремонтировать вагоны, а Порошенко – не продавать УЗ
У премьер-министра Владимира Гройсмана и министра инфраструктуры Владимира Омеляна была особая любовь к обещаниям по ремонту вагонов для «Укрзализныци». Гройсман обещал за 2017 год построить 9 тысяч вагонов для компании (не выполнил, построили только 2,6 тысячи) и отремонтировать 14 тысяч (выполнил, отремонтировали в два раза больше), в 2018 году обещал капитально отремонтировать 160 пассажирских вагонов (выполнил, отремонтировали 575).
Омелян давал обещания в 2017 году капитально отремонтировать 200 пассажирских вагонов «Укрзализныци» (выполнил, отремонтировали 605 вагонов), в 2018 году обещал модернизировать 10 тысяч грузовых вагонов (провалил, модернизировали 7,7 тысяч), в 2018 году обещал построить для «Укрзализныци» 3,6 тысяч грузовых вагонов (не выполнил, построили 3,4 тысячи).
Более масштабные обещания Гройсман и Омелян выполняли хуже. Согласно программе деятельности Кабмина Гройсман должен был завершить реформирование железнодорожного транспорта, в частности, повысить его эффективность и качество услуг, а также разграничить функции хозяйственные и железнодорожного транспорта. Выполнить обещание Гройсману не удалось. Стратегию реформирования «Укрзализныци» до 2023 года Кабмин принял только за пару месяцев до своей отставки.
Омелян провалил обещание в 2018 году завершить реформу корпоративного управления «Укрзализныци». «В планах как компании, так и Министерства инфраструктуры, так и правительства – создание вертикального холдинга и завершение реформы корпоративного управления до конца этого года», – рассказывал министр. Но реформа продолжалась еще в марте прошлого года. Кстати, обещание по завершению корпоратизации УЗ давал еще предшественник Омеляна – Андрей Пивоварский (он ставил срок до 1 марта 2016 года). После его отставки новый министр Омелян назвал завершение корпоратизации одним из приоритетов работы ведомства.
Не продавать «Укрзализныцю» обещали пятый президент Петр Порошенко, премьер-министр Арсений Яценюк и министр Андрей Пивоварский. Все свое слово сдержали, компания является государственной собственностью.
Напомним, в декабре Кабинет министров назначил бывшего народного депутата Сергея Лещенко членом наблюдательного совета «Укрзализныци».
Александра Худякова, специально для «Слово и Дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.