В воскресенье, 15 декабря, Украина отметила первую годовщину со дня создания Православной церкви Украины. В этот день в 2018 году состоялся Объединительный собор украинских церквей. Кроме этого, был принят Устав единой поместной церкви и избран ее предстоятель — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Епифаний. «Слово и Дело» подвело итоги и узнало, чего достигла ПЦУ за свой первый год жизни.
Политолог, директор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко назвал главным достижением то, что новая Православная церковь Украины самоутвердилась и даже смена власти в стране, конъюнктурные политические колебания не повлияли на этот процесс.
По его мнению, создание ПЦУ – историческое событие, одно из главных всего периода независимости Украины.
Политолог также обратил внимание, что за этот период вокруг ПЦУ было множество проблем, не все из которых удалось решить по сей день. Он акцентировал, что до сих пор не исчерпан конфликт с Филаретом, в действиях которого, по словам эксперта, больше доминируют личные эгоистичные мотивы.
«Новый предстоятель ПЦУ показал себя в хорошем свете, он молод, но действует последовательно, взвешенно. Ему удалось преодолеть внутренние распри, внешние проблемы, увеличить количество приходов и иностранных конфессий, которые признают ПЦУ», – прокомментировал Фесенко.
На его взгляд, Православная церковь Украины становится все более авторитетной и влиятельной, этот процесс уже необратим.
«Сложно сказать, ослабло ли московское православие за этот год, но точно не смогло сделать реванш», – продолжил эксперт.
Владимир Фесенко заметил, что некоторые сторонники московского православия в Украине и РФ рассчитывали, что приход нового президента в Украине повернет процесс в обратную сторону, чего к счастью не произошло.
Политолог акцентировал, что это можно считать свидетельством того, что объединение украинского православия – не искусственно созданный процесс, а естественный. По мнению Фесенко, Московский патриархат в Украине, как и раньше, остается заложником имперского влияния.
«На самом деле и в церквях МП есть немало людей, которые считают себя прежде всего гражданами Украины, служат Украине, а не Москве. Однако есть определенные конфессионные и религиозные нюансы. К сожалению, УПЦ МП осталась в заложниках имперской политики Москвы. После событий 2014 года двойственность только усилилась. Это внутренняя проблема, которая подрывает авторитет церкви, ее влияние. Противоречия, к сожалению, продолжатся и будут создавать проблемы для существования и развития церкви, что может иметь трагические последствия», – прокомментировал Владимир Фесенко.
Напомним, 9 января в Стамбуле члены Синода Вселенского патриархата подписали томос об автокефалии Православной церкви Украины.
Ранее «Слово и Дело» проследило, как менялась религиозная самоидентификация украинцев в течение 2013-2018 годов.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.