Ближайшие несколько недель Украина может приблизиться к новой фазе мирных переговоров, которые могут привести к окончанию боевых действий на Донбассе и начать новый этап решения конфликта. Сейчас становится все более очевидно, что ни у действующей власти, ни у международных партнеров нет четкого плана действий по освобождению ОРДЛО и возвращению контроля над временно оккупированными территориями.
Зато Россия пока находится в наиболее выгодной позиции. Несмотря на санкции, как главный фактор сдерживания агрессора, среди европейских стран все чаще звучат инициативы о восстановлении экономического сотрудничества с РФ. Украина становится зоной перманентных проблем для всех международных стейкхолдеров, которые ранее более благосклонно относились к нашему государству как сдерживающему фактору на пути к экспансионистским настроениям России.
Еще больше дискуссий разворачивается внутри украинского общества. Самая большая проблема – отсутствие достоверной информации, что происходит как на линии разграничения, так и на неподконтрольных территориях. Власти заявили о курсе на безопасную реинтеграцию, которая должна касаться как для жителей ОРДЛО, так и для граждан Украины, которые уже давно покинули временно оккупированные территории.
Впрочем, пока складывается впечатление, что ни политики, ни чиновники точно не знают, как освобождать Донбасс и что именно вкладывать в значение понятия «безопасная реинтеграция». Вопросов очень много даже на этапе разведения войск, не говоря уже о возможности проведения местных выборов в ОРДЛО по украинскому законодательству и восстановлению контроля над границей.
Политические союзники и оппоненты действующего президента и его команды выражают различные точки зрения на дальнейшее развитие ситуации. Эксперты акцентируют на своих аргументах, а социологи вообще фиксируют невероятное количество «проблемных зон» в процессе возможной реинтеграции Донбасса. С какими позициями Украине заходить на новую встречу в Нормандском формате и что из этого может получиться?
О чем говорит социология?
Последние данные социологических исследований по заказу «Украинского института будущего», представленные в еженедельнике «Зеркало недели», вряд ли стали сенсацией для многих экспертов по вопросам реинтеграции и возвращения Донбасса. Впрочем, важность этих данных как раз и заключается в том, что впервые после прихода команды Зеленского к власти подобные данные были обнародованы широкой общественности. Действительно, общество должно само оценить масштабы и «подводные камни» сложности процесса безопасной реинтеграции.
Речь не только о том, что думают люди на оккупированных территориях, но и – что не менее важно – что думают украинцы на подконтрольных территориях по поводу многоуровневого процесса возвращения контроля над ОРДЛО. За последний год таких опросов также было проведено в достаточном количестве.
Например, интересны данные социологического регионального исследования общественного мнения, проведенного в Донецкой и Луганской областях (на контролируемой Украиной территории и на КПВВ) Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива в конце 2018 года. Так, большинство опрошенных испытывали тревогу и тупиковую ситуацию (53% и 41% соответственно). В то же время среди большинства опрошенных на КПВВ (60%) считали себя гражданами Украины, 18% – гражданами региона, в котором проживают, и только 3% признались в том, что считают себя гражданами РФ. Это гораздо более оптимистичные цифры от тех, которые приведены социологами в последнем исследовании на неподконтрольных территориях – 7,5% уже имеют российский паспорт, и еще почти 15% задумываются над его получением.
Обнародованные в июле текущего года данные исследования Фонда «Демократические инициативы» совместно с социологической службой Центра Разумкова среди украинцев на подконтрольных территориях свидетельствует значительное преимущество «мирного способа разрешения конфликта» над любыми другими возможными сценариями. Установление мира на Донбассе силовым путем поддержали лишь 17% населения. Однако украинцы, хоть и готовы к мирному урегулированию конфликта, но это вовсе не означает, что они готовы на «мир на любых условиях». Большинство опрошенных воспринимают выборы на условиях самопровозглашенных республик и очень чувствительно относятся ко всем вопросам, связанным с амнистией. Относительно политического будущего территорий «ЛНР-ДНР», большинство опрошенных (54%) предпочитают вариант возвращения оккупированных территорий на довоенных условиях. Еще 17% хотят, чтобы эти территории вернулись в Украину, но получили больше независимости от Киева. И вариант автономии в составе Украины поддерживают лишь 12% украинцев.
Еще более интересными результатами поделилась «Социологическая группа «Рейтинг» в начале октября нынешнего года. Так, согласно данным исследования, проведенного среди граждан на подконтрольных территориях Украины – более половины опрошенных поддерживают невоенные меры по урегулированию вопроса оккупированного Донбасса. 34% выступают за прекращение военных действий и признание территорий ОРДЛО временно оккупированными, понимая под этим «замораживание» конфликта. Еще 23% – за предоставление этим территориям статуса автономии в составе Украины. Зато 23% выступают за продолжение военных действий до полного восстановления украинской власти на всем Донбассе и только 6% – за отделение этих территорий от Украины.
Наиболее интересным во всех социологических исследованиях является то, что несмотря на желание прекращения военных действий и мирного урегулирования конфликта, большинство опрошенных украинцев не считают возможным какие-либо уступки в вопросе суверенитета Украины. Так, согласно опросу, проведенного социологической службой Центра Разумкова с 4 по 9 октября 2019 года, 56% респондентов не поддерживают предоставление и закрепление в Конституции особого статуса Донбасса.
Один из основных выводов, которые следует сделать на основе социологии: украинскому обществу не хватает информации о том, что происходит в ОРДЛО, а жителям оккупированных территорий – информации о том, что такое процесс мирной реинтеграции и как его собирается воплощать украинская власть на практике. Вероятно, большинство граждан ОРДЛО уже свыклись с мыслью о том, что «политики должны договориться», а улучшение экономической ситуации больше связывают с расширением сфер влияния и интересов России, а не Украины.
Две точки зрения о реинтеграции
Как и в украинском обществе, так и среди политиков нет единства в вариантах решения конфликта на Донбассе. Почти все декларируют необходимость восстановления суверенитета и возвращения утраченных территорий, однако никто не может предложить действенную формулу подобного процесса.
Украинский опыт, действительно, во многом уникален. Однако большинство из того, что сейчас происходит с ОРДЛО, может иметь только два возможных варианта развития событий.
Первый – это заключение нового соглашения или пересмотр условий Минских договоренностей во время ближайшего заседания в Нормандском формате. Этот вариант форсируют и в команде президента. Мол, нужно выходить на новые горизонты договоренностей, которые будут свидетельствовать о прогрессе в вопросе установления мира. Именно с этим связаны достаточно противоречивые действия украинской стороны относительно отвода войск в Золотом и Петровском. Ведь сейчас не хватает истинной информации, что происходит со стороны боевиков и российских наемников. Вероятно, команда Владимира Зеленского надеется на быстрый прогресс в переговорах «нормандской четверки», ближайшая встреча которой может состояться уже 24 или 26 ноября этого года.
Очень важно вспомнить в этом контексте ожидания новой украинской власти относительно быстрого проведения местных выборов на освобожденных территориях ОРДЛО по украинскому законодательству. Вероятно, что «Слуги народа» на этапе завоевания электоральных баллов на теме мирного урегулирования надеются получить немалую поддержку населения на освобожденных территориях. Но оправдаются ли их надежды – вопрос очень спорный.
К тому же, непонятно, как решить вопрос изменений в Конституцию, если речь идет о выполнении уже действующих Минских соглашений. Ведь говорится о выполнении пункта о предоставлении особого статуса ОРДЛО, который должен быть закреплен на уровне Основного закона. Однако большинство граждан Украины на подконтрольных территориях не поддерживают подобного сценария.
Второй вариант – это возможное «замораживание конфликта» и фактическое превращение оккупированных территорий на еще одно «Приднестровье» – законсервированную проблему на долгие годы. Этот вариант имеет как свои преимущества, так и риски. К слову, именно на таком варианте недавно акцентировали в партии «Голос», мол, это болезненный, но самый реалистичный сценарий развития событий на современном этапе развития Украины.
Болевой синдром или фантомные боли?
На самом деле нет никакой уверенности в том, какой вариант развития событий для Украины будет лучшим. Внешнеполитическая ситуация также не слишком способствует позициям нашего государства. Европейские лидеры спешат как можно скорее решить вопрос конфликта на Донбассе и уже, по сути, не воспринимают Россию как основную проблему на этом пути. Наоборот – история с «Северным потоком» и ситуация в ПАСЕ четко показала тренд на «оттепель» в отношениях с РФ.
Такая же неопределенная ситуация и с наиболее мощным до недавнего времени партнером Украины – США. Ровно через год в этой стране должны состояться очередные президентские выборы. Но именно наша страна стала тем «черным лебедем», который может очень существенно повлиять на расклад политических сил внутри самой США.
В президентской команде настаивают на продолжении процесса мирной реинтеграции Донбасса и дипломатическом варианте решения конфликта. При этом в МИД подчеркивают, что закрепление особого статуса ОРДЛО в Конституции Украины не является обязательным условием для встречи в Нормандском формате. А глава фракции монобольшинства в парламенте Давид Арахамия считает, что любые инициативы по «замораживанию» конфликта будут означать выход Украины из Минских соглашений и как следствие – снятие санкций с России. Интересно то, что в экспертной общественности уже давно дискутируют по поводу того, подписывала ли Украина соглашения в Минске. Но это уже немного другой вопрос.
Если конфликт, действительно, не решать дипломатическим путем, тогда придется готовиться к длительному процессу «фантомных болей». В таком случае надо полностью менять как стратегию внутренней политики, так и внешней. Предусмотреть все возможные варианты, усиливать обороноспособность и позаботиться об экономическом росте. Вариант «замороженного» конфликта имеет только одно существенное преимущество – определенность по поводу дальнейших действий по Донбассу и возможность «перепрошивки» страны на более качественные внутренне общественные отношения.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»