Украина на краю европейской цивилизации. Колонка Леонида Швеца

Леонид Швецполитический обозреватель

О том, что на пути в прекрасное европейское будущее Украину ждут непростые испытания, теоретически всем как бы понятно. Однако практическое измерение этих проблем находится в дымке неопределенности и особенно не заботит. В конце концов, где Европа, а где мы. Как тот Париж, в который опять хочется, из старого советского анекдота. По-прежнему в этом желании высокая степень абстрактности.

Правда, Париж-таки стал с тех пор намного ближе, растет число побывавших там граждан, в том числе многократно. Только мы Парижу ближе не стали. Во всяком случае далеко не настолько, чтобы не ставился под сомнение вопрос о единой цивилизационной принадлежности.

К тридцатилетней годовщине распада советского блока Pew Research Center подготовил социологическое исследование о том, как воспринимаются людьми произошедшие с тех пор изменения, и попытался зафиксировать межгосударственные отличия. В грандиозном опросе, который проводился с мая по август, приняло участие почти 19 тысяч человек из 17 стран: 14 членов Евросоюза, США, Россия и Украина. Как показывают результаты проделанной исследователями работы, по многим параметрам Украина ближе к России, чем к искомой Европе. Из стран-членов ЕС доминирующие у нас ценности и представления в значительной степени разделяет Болгария.

Так, только в Украине, России и Болгарии больше половины опрошенных заявили, что нынче жизнь большинства людей хуже, чем это было в советскую эпоху. В России, единственной среди стран, где проводилось исследование, число тех, кто плохо относится к многопартийности и рыночной экономике, превышает число сторонников: 48% против 43% (партии) и 51% против 38% (рынок). Но в Украине и Болгарии тоже очень высок удельный вес недовольных, значительно больше, чем в прочих странах, давно снявших для себя этот вопрос. 35% против 51% у нас не в восторге от многопартийности (в Болгарии 37% против 54%). Рыночная экономика пугает у нас 38%, 47% ею удовлетворены (болгарские цифры – 36% недовольных и 55% удовлетворенных). У поляков, для сравнения, 85% выступают за многопартийную демократию и рыночную экономику.

Нужно сказать при этом, что даже в развитых демократиях существует сильное недовольство своими политиками. Большинство соглашается с утверждением, что людей на выборных должностях мало интересует мнение простых граждан. Но Украина по этому показателю уступает только Греции: у нас 80% сетует на равнодушие политиков, там – 84%. Во Франции, например, 76%, в Британии – 70%, в Польше – 48%.

Но есть один показатель, который однозначно отшвыривает нас назад на восток. Общественно приемлемой гомосексуальность у нас считают только 14%, ровно такое же отношение, как и в России. В Евросоюзе наименьшая толерантность по этому вопросу в Литве: 28% без предрассудков. Даже в Болгарии больше: 32%. Для сравнения, во Франции, Германии и Британии – 86%, в Швеции – 94%. Резкое отличие Запада от бывшего Союза и по вопросам гендерного равенства.

В Украине традиционалистское общество, которое боязливо и с недоверием смотрит на возможности, которые сулят демократия и рынок. Украинцы не привыкли к широко понимаемой инаковости, в значительной массе мы так же дики, как соседи за восточной границей, с которыми у нас война. Болгарию когда-то взяли в Евросоюз авансом, но ее отличие по базовым ценностям населения до сих пор сильно ощущается. Нам же и болгарский уровень пока не по плечу. Неплохо трезво осознавать стартовые условия и не обманываться на счет своей продвинутости. Украина – не Россия, но, черт, насколько же она не Польша.

Леонид Швец, специально для «Слово и Дело»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО