Президент подписал указ, направленный на упрощение получения гражданства Украины иностранцами, которые защищали страну, и россиянами, которых на родине преследуют по политическим убеждениям. В частности, предусмотрено, что такие лица должны подать декларацию об отказе от предыдущего гражданства. Также Зеленский поручил Кабмину немедленно разработать и внести на рассмотрение Верховной рады соответствующий законопроект. Насколько актуален такой законопроект и для чего Украине российские беженцы, «Слово и Дело» спросило юристов.
Своим указом президент также поручил Кабмину «обеспечить оптимизацию процесса рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, и принятия в установленном порядке соответствующих решений». Кроме того, правительство в трехмесячный срок должно разработать законопроект о предоставлении убежища.
По словам эксперта по конституционному праву Александра Москалюка, основания для упрощенного принятия гражданства определяются исключительно законом «О гражданстве». Упрощенные процедуры по политическимому убежищу применяются, если человек признается беженцем.
«Беженец – это лицо, подвергающееся преследованиям по различным признакам, в том числе по мотивам политических преследований. Могут быть этнические или религиозные основания, но и по политическим убеждениям. Получив статус беженца, у иностранца появляются определенные льготы при получении гражданства», – отметил он.
Если общая процедура предусматривает, что иностранец должен прожить в Украине 5 лет, прежде чем получит украинское гражданство, то беженцы – 3 года. После этого они на общих основаниях могут получить гражданство.
«Кстати, одним из условий получения гражданства является владение государственным языком. Но фактически этого никто не проверяет. Есть еще такое условие, как наличие источников существования, но оно не распространяется на беженцев. То есть для беженцев есть определенные льготы», – уточнил юрист.
Несколько удивляет эксперта, что президент поручил Кабмину немедленно разработать законопроект, направленный на упрощение порядка приобретения гражданства Украины гражданами РФ, которые подверглись преследованиям по политическим убеждениям, а также иностранцам, которые защищали территориальную целостность Украины.
«Какие-либо поручения президентом правительству очень проблематичны. Прзидент не является главой исполнительной власти, как, например, во Франции. К тому же, если есть такая насущная необходимость в неотложности этого законопроекта, почему бы Офису президента не разработать этот документ. Ведь именно президентские законопроекты, в отличие от инициатив Кабмина, должны рассматриваться как неотложные», – отметил он.
Несколько сдержанно относится Москалюк и к идее предоставлять украинское гражданство россиянам. «Если человека преследуют в Российской Федерации, это еще не значит, что он хорошо относится к Украине. Это абсолютно автономные вещи. Более того, если иностранец представляет большую ценность для Украины, то у нас есть такое понятие в законодательстве, как «чествование гражданством». Президент может своим указом предоставить этому лицу гражданство и тогда вообще никаких условий не нужно», – подчеркнул юрист.
По его мнению, вопрос предоставления гражданства для любой страны, равно как и вопрос предоставления права на работу и проживание, тесно связанны с ее национальным интересом.
«Если человек может дать что-то полезное, то можно упростить определенные вещи. Например, в Швейцарии право на работу получить гораздо легче, чем гражданство. А у нас почему-то гражданство предоставляется довольно легко. При том, что оно стало весомее после получения Украиной безвиза со странами ЕС», – уточнил он.
«Некоторые россияне хотят получить украинское гражданство, потому что после этого смогут совершенно спокойно передвигаться по всему миру. Никто не спешит получать, например, белорусское гражданство. Я не против, чтобы упростили определенные процедуры, но для чего менять законодательство, когда нет таких масштабов беженцев? Мы что, ожидаем сотни тысяч людей на границе, которых преследуют?», – задается вопросом Москалюк.
Он напомнил, что при президенте работает Комиссия по вопросам гражданства, у которой достаточно ресурса, чтобы пока справиться с этим вызовом.
«Что касается иностранцев, защищавших Украину на Донбассе, моя позиция здесь тоже сильно не отличается. Нужно посмотреть количество этой категории иностранцев. Я бы тоже не хотел, чтобы им всем огульно предоставлялось гражданство. Все иностранцы, которые защищали Украину с 2014 года и остались в нашей стране, уже прожили здесь 5 лет и могут получить гражданство на общих основаниях. А если они повоевали, потом поехали к себе, для чего им украинское гражданство?», – подчеркивает Москалюк.
Не умаляя заслуг иностранцев, защищавших Украину, юрист говорит о том, что каждый отдельный случай следует проверять индивидуально. «Могут быть случаи, когда украинское гражданство нужно лицу, чтобы к нему не применялась экстрадиция, если человек совершил преступление на территории другой страны. Это должна проверять президентская комиссия. А к героям-защитникам можно применить чествование гражданством», – напомнил он.
Эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко, в отличие от своего коллеги, считает, что актуальность решения вопроса предоставления гражданства иностранцам-защитникам Украины стоит уже давно и достаточно остро. «Я слышал, что есть около тысячи иностранных граждан, защищавших нашу страну в Донецкой и Луганской областях, большинство из которых россияне. Поэтому, скорее всего, актуальность решения этого вопроса существует», – отметил юрист.
Что касается поручения президентом Кабмину разработать законопроект, то Бондаренко солидарен с коллегой. «Действительно, можно было это сделать через право президента на законодательную инициативу. Но в этом случае ситуация немного отличается от тех, когда президент дает поручение Кабмину, потому что вопросы гражданства могуть в некоторых случаях и касаться национальной безопасности и внешней политики. В то же время, действительно, многие аспекты получения гражданства выносятся на президентскую комиссию», – подытожил эксперт.
Напомним, в июне Верховная рада приняла законопроект о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства, которые принимали участие в защите территориальной целостности и неприкосновенности Украины. Законопроектом определяется, что такие иностранцы находятся на законных основаниях на территории Украины и получают вид на жительство в стране на время участия в защите территориальной целостности и неприкосновенности Украины. Изменения в закон «О гражданстве Украины» закрепляют норму об упрощенном порядке принятия гражданства Украины упомянутыми лицами.
Ранее мы писали, что Зеленский предоставил гражданство семи иностранцам, представляющим государственный интерес для Украины: белорусам – Сергею Алексеевичу и Денису Прохорову, россиянам – Никите Макееву, Андрею Ковниренко и Сергею Гною, грузину – Нугзару Канделаки, а также молдаванину Станиславу Гибадулину, который находится в рядах Вооруженных сил Украины на Донбассе уже 5 лет. Кроме того, Зеленский предоставил гражданство россиянам, имеющим выдающиеся заслуги перед Украиной. Это Алексей Сивохин и Дмитрий Фомин.
Напомним, Открытый университет Майдана совместно с аналитическим порталом «Слово и Дело» начал проект Про-100 Матрица. В Матрицу попадают резонансные решения первых 100 дней президента Зеленского. Эксперты анализируют их на предмет законности и популярности.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.