Юристы напомнили, что кандидаты на должности глав ОГА подпадают под закон о люстрации

Новые кадровые назначения президента нашли поддержку у правительства, которое 26 июня одобрило восемь кандидатур на должности председателей областных государственных администраций. За неделю до этого кандидатуры предложил президент Владимир Зеленский. Считается, что главы ОГА назначаются по квоте президента, а вот должны ли они предварительно проходить конкурс и подпадают ли под закон о люстрации, «Слово и Дело» спросило юристов.

После согласования с Кабмином президент должен подписать указы на назначение глав Донецкой ОГА Павла Кириленко, Закарпатской ОГА – Игоря Бондаренко, Киевской ОГА – Михаила Бно-Айрияна, Луганской ОГА – Виталия Комарницкого, Львовской ОГА – Маркиян Мальский, Одесской ОГА – Андрея Андрейчикова, Херсонской ОГА – Юрия Гусева, Черкасской ОГА – Игоря Шевченко.

О некоторых претендентах на должности глав ОГА почти ничего неизвестно или у них достаточно обширное политическое прошлое. Например, относительно Андрея Андрейчикова, который должен быть назначенным главой Одесской ОГА, в СМИ сообщают, что он торгует металлоломом с Приднестровьем, а о Михаиле Бно-Айрияне, который должен возглавить Киевскую ОГА, сообщают, что он работал в посольстве Украины в РФ (в 2009-2010 годах), а впоследствии – в МИДе в правительстве Азарова, а также был одногруппником главы партии «Слуга народа» Дмитрия Разумкова.

Учитывая это, интересно было бы выяснить, должны ли претенденты на должность главы ОГА проходить конкурс и люстрационную проверку. Правда, относительно самой процедуры назначения у юристов также возникли замечания. По словам эксперта по конституционному праву Богдана Бондаренко, президент подал кандидатуры в Кабмин, который их согласовал, а после этого уже должен подписать указы об их назначении.

Но согласно процедуре, сначала именно Кабмин должен инициировать кандидатуры, а президент – назначить. Причем нельзя упрекнуть в нарушении только Зеленского, по большому счету, так делалось всегда, и поэтому сформировалось убеждение, что главы ОГА – это сугубо квота президента.

«Нужно возвращать конкурсный отбор глав ОГА и возвращать эту должность под действие закона «О государственной службе», из-под которого она была выведена в 2017 году. Ранее кандидаты проходили конкурсные комиссии госслужащих по категории А, когда Кабмину рекомендовали три человека, а правительство выбирало одну и затем предлагало ее президенту», – сказал Бондаренко.

По его мнению, модель назначения глав ОГА должна была быть такой, чтобы происходило совместное назначение и президентом, и главой исполнительной власти Кабмина. «Но закон сейчас не определяет, где Кабмин должен брать эти кандидатуры. Вместо того, чтобы делить полномочия на двоих, президент практически самостоятельно осуществляет эти полномочия. Фактически, эта процедура полностью превращается в формальность», – считает Бондаренко.

Чток асается люстрационной проверки, то, по словам эксперта по конституционному праву Александра Москалюка, кандидаты на должности глав ОГА подпадают под закон «Об очищении власти», несмотря на то, что документ сейчас находится на рассмотрении КСУ.

Напомним, ранее уже возникала подобная ситуация, когда президент Зеленский назначил главой Администрации президента Украины Андрея Богдана, который, с одной стороны, подпадает под закон о люстрации, а с другой – не является госслужащим.

Также «Слово и Дело» разбиралось, кто из глав ОГА лучше всех выполнял обещания, а кто из них попал в антирейтинг ответственности.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО