Президент Владимир Зеленский уже более месяца находится на своем посту. За это время в его работе уже были и достижения, и провалы. Одно из достижений – это выполнение обещания в части перезапуска Минского процесса, которое воплотилось в факт разведения сил противоборствующих сторон в районе Станицы Луганской. Провал – это возвращение российской делегации в ПАСЕ. И хотя значительная часть ответственности за эту неудачу лежит на прежней власти, ее плоды придется пожинать именно Владимиру Зеленскому. «Страсбургский сговор» может сильно спутать мирные планы новоизбранного президента.
С момента своей инаугурации, которая состоялась 20 мая, президент Владимир Зеленский успел дать 22 обещания. Как уже сообщало «Слово и Дело», выполнить удалось 3, провалено – 5. Среди выполненных обещаний можно назвать попытку перезагрузить Минский процесс для того, чтобы прекратить огонь на Донбассе.
«Я думаю, у нас будут кадровые замены ... Мы будем действовать в рамках Нормандского формата ... В любом случае, мы будем продолжать минское направление и идти до конца ради того, чтобы прекратить огонь», – пообещал в свое время президент. Он начал именно с кадровых изменений. В частности, 3 июня Владимир Зеленский вернул Леонида Кучму в состав Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по мирному урегулированию ситуации на Донбассе.
Следующим шагом стало разведение сил противоборствующих сторон в районе Станицы Луганской. Оно началось около полудня 26 июня. Под наблюдением представителей ОБСЕ и командующего ООС Александра Сырского украинские войска отошли от КПВВ «Станица Луганская». То же самое должны были сделать и боевики. Таким образом, расстояние между противниками теперь составляет около 2 км.
Возможность развести войска в Станице появилась после устойчивого прекращения огня, которое продолжалось в течение 7 дней. Такого затишья, к слову, не наблюдается на других участках фронта. Стоит отметить, что инициатива разведения сторон именно в районе Станицы принадлежит не Зеленскому – эти попытки предпринимались и ранее.
В частности, еще 22 сентября 2016 года ТКГ в Минске подписала соглашение о разведении подразделений противоборствующих сторон на трех пилотных участках – в Петровском («ДНР»), Золотом («ЛНР») и Станице Луганской («ЛНР»). С тех пор безуспешные попытки развести войска именно в Станице Луганской предпринимались не один раз. Сейчас это, наконец, удалось. И хотя мы говорим об имплементации решения, принятого три года назад, тот факт, что хотя бы на одном участке фронта удалось сделать шажок к мирному урегулированию, уже обнадеживает.
Другое дело – цена этого урегулирования. И здесь мы вынуждены вспомнить о неудачах. В частности, о возвращении российской делегации в состав ПАСЕ. На первый взгляд, ситуация в Страсбурге и процедура выполнения Минских соглашений не имеют никакой связи, но это лишь на первый взгляд.
Ответственность за возвращение делегации РФ в состав ПАСЕ, которое уже успели окрестить «страсбургским сговором», по большей части лежит на прежней власти. Именно при ней и сформировались предпосылки для такого решения, помешать которому не смогло даже отчаянное сопротивление украинских делегатов. Однако пожинать горькие плоды этой ситуации придется именно Владимиру Зеленскому.
Комментируя решение ПАСЕ восстановить в полномочиях российскую делегацию, президент Украины отметил, что пытался убедить в обратном Эммануэля Макрона и Ангелу Меркель. «Очень жаль, что наши европейские партнеры нас не услышали, а поступили иначе», – написал Владимир Зеленский в своем Facebook.
Отлучение делегации РФ от работы в ПАСЕ в свое время стало частью санкций, наложенных на Россию за агрессию против Украины. Решение же ее вернуть стало первой ласточкой, свидетельствующей о том, что и в дальнейшем зарубежные партнеры Украины, на помощь которых так рассчитывал новый президент, будут действовать так, как им выгодно, а не так, как этого хотелось бы украинской стороне.
Это совершенно не означает, что Украину ждет эскалация боевых действий, но это может означать, что дальнейший мирный план будет координироваться не из офиса президента нашей страны, а диктоваться участниками Нормандского формата, куда, кроме Украины, входят также Россия, Франция и Германия.
Можно напомнить, что именно Франция и Германия были главными драйверами возвращения российской делегации в ПАСЕ. Именно Германии выгодно строительство газопровода «Северный поток-2» в обход Украины. И, наконец, в далеком 2008 году именно Франция и Германия, выступая в интересах России, заблокировали получение Украиной Плана действий относительно членства в НАТО.
Другими словами, участники Нормандского формата будут всячески приветствовать мирные шаги Владимира Зеленского. Но события вокруг ПАСЕ указывают на то, что окончательное решение будет приниматься совсем не в Киеве и не обязательно удовлетворять предвыборный обещания нового украинского президента и вообще интересы нашей страны.
Отведение войск в районе Станицы Луганской – лишний тому пример. Военный эксперт Михаил Жирохов напоминает, что в 2016 году идею о трех пилотных зонах безопасности поддержали именно представители «нормандской четверки». По словам Жирохова, Станица Луганская – это плацдарм на берегу Северского Донца с единственными сохранившимся на всем протяжении линии соприкосновения в Луганской области мостом. Другими словами, это важный узел обороны ВСУ на луганском направлении.
Мост в Станице – пешеходный, к тому же нуждается в ремонте. Однако оккупационные «власти» потому и настаивают на отводе украинских сил на этом участке, чтобы отремонтировать мост и подготовить его к проезду военной техники. «Сейчас европейцы почувствовали слабость власти и буквально заставили Зеленского выполнить требования оккупационных властей части Луганской области. Это первый пробный камень «слива» Донбасса», – пишет Жирохов.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»