Владимир Гройсман все активнее дистанцируется от своей некогда материнской команды БПП и Петра Порошенко. Если в начале 2018 года только ходили слухи о том, что действующий премьер-министр ведет переговоры о возможности создания собственной политической силы, то уже после 2-го тура президентских выборов, когда результат набрал очертаний, он откровенно не скрывает планов самостоятельно идти в парламент во главе новой политической партии.
Гройсман активно готовился к самостоятельному политическому плаванию. Заранее зарегистрировал и общественную организацию, и договорился с юристами о переименовании уже имеющейся «заготовки» – партии местного уровня «Винницкая европейская стратегия». Он долгое время вел политические переговоры с возможными союзниками и новыми членами команды. К тому же сумел не рассориться с соратниками из БПП и сохранить единство правительственной команды в очень непростой избирательный период президентской кампании-2019.
Однако после объявления результатов президентских выборов глава правительства оказался в неоднозначной ситуации. Ведь, по сути, должен сделать очень непростой для себя выбор – оставаться на посту премьер-министра до конца этого года, пока не будет сформирован новый парламент, или уходить уже сейчас и активно готовиться к выборам. Оба варианта имеют как свои преимущества, так и недостатки.
Винницкий стратег
Билборды, рекламные баннеры и креативные видео в соцсетях с тегами «украинская стратегия успеха» появились совсем недавно. Это все нескрываемая деятельность общественного движения «Украинская стратегия», которая поддерживает действия правительства Владимира Гройсмана и освещает его успехи на этой должности.
Что касается успехов и неудач, то анализировать деятельность действующего премьер-министра за последние 3 года нужно крайне тщательно. Ведь, с одной стороны, украинская экономика демонстрировала рост, появились первые успешные кейсы в реформах медицины и образования, были повышены социальные стандарты, проведена большая работа по монетизации льгот, выделялись рекордные за последние годы средства на ремонт дорог, а с другой – рост цен, тарифов, ряд непопулярных решений, деятельность «в тени» президента Петра Порошенко, слабая динамика остальных реформ имели свои неприятные последствия, которые привели к росту антирейтингов Владимира Гройсмана.
Впрочем, стоит отметить, что еще в апреле 2018 года социологи фиксировали рост доверия к Гройсману и удовлетворенность его работой среди населения. А в начале 2019 года, согласно данным всеукраинского опроса общественного мнения, который проводил КМИС, в рейтинге потенциальных премьер-министров действующий глава Кабмина набрал наибольшее количество сторонников – 15,3%.
Постепенно благодаря грамотной информационной политике и отсутствию серьезных скандалов вокруг своей фамилии Владимиру Гройсману удалось дистанцироваться от негатива, который передавался ему от Петра Порошенко. И действительно, заходя в 2014 году в «винницком крыле» команды 5-го президента Украины, Гройсман получил большой кредит доверия от тогдашнего старшего партнера и, по сути, крестного отца в политике. Впрочем, уже в 2016-м, после ответственной должности главы Верховной рады, Владимир Гройсман не дал заднюю во время длительных переговоров относительно кандидатуры нового главы Кабмина после отставки Арсения Яценюка. Альтернативы Гройсману не было, а потому он удачно использовал ситуацию в свою пользу, частично сформировав состав Кабинета министров по собственной квоте.
Уникальность ситуации заключалась в том, что Гройсман обнаружил большой политический талант «преемственности» – он не стал ругать за провальную ситуацию в экономике своего предшественника, а наоборот, наладил контакт с Арсением Яценюком. С тех пор Гройсман завоевал авторитет не только среди части команды БПП, но и «Народного фронта». И этим гарантировал себе частичную уверенность в поддержке правительственных инициатив в парламенте.
Костяк партии
В СМИ уже называют конкретные фамилии политиков, которые могут стать костяком команды Владимира Гройсмана во время парламентской кампании. Условно их можно разделить на 4 группы.
Первая – это его давние соратники еще со времен мэрства в Виннице. Некоторые из этих политиков имеют министерские должности, другие – так и остались на региональном уровне. Среди «винницких», кто точно может пригодиться в новом политическом проекте Гройсману, вице-премьер-министр Владимир Кистион, министр соцполитики Андрей Рева, и. о. главы ГФС Мирослав Продан и действующий мэр Винницы Сергей Моргунов.
Вторая группа – соратники и «перебежчики» из «Народного фронта». Среди прочих фамилий, наиболее вероятными участниками нового политического проекта Гройсмана станут министр образования и науки Лилия Гриневич, которая шла работать в правительство по квоте «Народного фронта», и нардеп от этой же политической партии Андрей Тетерук. Вероятно, в случае успешного старта политической силы к команде Гройсмана присоединятся и другие «народофронтовцы».
Третья группа – «молодая кровь» и «бизнес-крыло». Наиболее вероятными представителями этой группы являются винницкий бизнесмен Игорь Ткачук, влиятельный сельскохозяйственный магнат Андрей Вадатурский и заместитель министра экономразвития Максим Нефьодов.
Четвертая группа – вероятные соратники Гройсмана из БПП. Пока на уровне переговоров возможность участия в проекте Юрия Луценко и блокировка с частью УДАРа Виталия Кличко.
Наконец, подкрепить команду Гройсмана могли бы и соратники Арсена Авакова – якобы с ним также ведутся переговоры об участии в партийном проекте. При таком сценарии у Владимира Гройсмана есть немалые шансы сформировать мощную команду для штурма 5% избирательного барьера в новую Верховную раду.
Шансы на успех
Пока Гройсман демонстрирует гибкость и с новоизбранным президентом Владимиром Зеленским. После встречи с ним глава правительства подтвердил, что готов работать и с новым президентом.
Правда, и сам Зеленский не может хоть как-то инициировать отставку Владимира Гройсмана, кроме как объявить о досрочных парламентских выборах. Впрочем, пока эта идея выглядит крайне призрачной, а глава Кабмина даже при таком сценарии останется в должности и. о. до избрания Верховной рады 9-го созыва и определения формата нового коалиционного большинства.
Впрочем, если действующий парламент будет работать до конца своей каденции, Владимир Гройсман фактически лишит себя и правительство возможности эффективно сотрудничать с Верховной радой. Ведь вопрос в конкуренции – если Гройсман идет в самостоятельное политическое плавание, тогда зачем БПП и «Народному фронту» помогать ему в повышении собственных рейтингов?
А еще на новый политический проект будут давить вопросы партийной конкуренции. Ведь политическая сила Гройсмана будет ориентироваться примерно тот же электорат, что БПП и «Народный фронт». Преимуществом может стать только «региональная» составляющая партии действующего премьер-министра, ведь планируется, что в первой десятке списка будут представители разных регионов Украины. Когда-то за основу своего политического позиционирования такую же концепцию на вооружение приняла пресловутая Партия регионов. Идея действительно стоящая, впрочем, какова будет ее реализация, пока остается открытым вопросом.
Если же Владимир Гройсман сохранит статус-кво и останется в должности с минимальными ротациями Кабмина по квоте президента, то и здесь могут возникнуть проблемы. Ведь, кроме отсутствия опоры среди фракций действующего парламента, проводить собственную предвыборную кампанию, одновременно возглавляя правительство, не слишком удачная стратегия. Впрочем, возможно, технологи Владимира Гройсмана знают ответ и на этот непростой вопрос. Об этом узнаем уже в ближайшие два месяца.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»