Новые политические партии: есть ли у них будущее в Украине

Екатерина Одарченкополиттехнолог

Украинское общество является аполитичным. Все ответят, что этого не может быть. Смотрите, какая высокая явка на выборах, какое количество общественных организаций, политических экспертов и активистов, какое количество новых концепций развития или реформирования страны, какое количество различных социальных протестов в разных частях страны – Украина глубоко заполитизированная страна. Но есть ли в Украине политическая партия, представляющая именно ваши интересы и позицию которой вы полностью разделяете и поддерживаете?

Об этом в своем блоге написала политтехнолог, управляющий партнер компании SIC Group Ukrainе, Member of International association of political consultants (IAPC) Екатерина Одарченко.

Парламентские партии – группирование элит, далеких от потребностей общества

«Парламентские (прикорытные) партии имени одного человека или одного инвестора. Различные политические проекты, между которыми десятилетиями мигрируют вечные депутаты-министры-губернаторы, – это настоящий лес после бурелома», – отметила Одарченко.

По ее убеждению, общество должно разобрать эти завалы, вычистить политические авгиевы конюшни, чтобы вместе со старыми политиками ушли в прошлое и старые шаблоны, старые принципы функционирования политических партий и государства.

Короткий цикл жизни парламентских партий в Украине

Новые партии не выдерживают испытания властью и теряют поддержку. Ярким примером является 4-е место в 1998 году Партии зеленых Украины, которая за четыре года парламентской деятельности потеряла электоральную поддержку, напомнила она.

«Президентские выборы демонстрируют снижение электоральной поддержки новых парламентских партий – «Самопомичи», Радикальной партии Олега Ляшко, «Народного фронта», которые оказались не в состоянии системно реализовывать ожидания общества на перезагрузку политической и социальной жизни», – констатировала эксперт.

Революционные попытки изменить политические элиты

На ее взгляд, украинское общество оказалось не готово противостоять собственным политическим элитам, их внутренней консолидации. Политические элиты уже трижды удачно уклонились от общественного требования проведения политической люстрации: впервые это произошло в 1990-х годах, с обретением Украиной независимости, второй раз – в 2004 году, после Оранжевой революции, и в третий раз – после Революции Достоинства.

«Похоже, обществу рассчитывать на скорую постреволюционную люстрацию уже не стоит», – добавила она.

Феномен Зеленского как отказ поддержки действующих элит

Как пояснила политтехнолог, выбор победителя президентской гонки свидетельствует об усталости общества от действующих политических элит и политических лидеров. Общество демонстрирует запрос на новые политические лица, которые принесут новые мировоззренческие основы политического функционирования.

В то же время общество является пассивным потребителем инициатив, заявлений и программ давно созданных политических партий или потребителем брендов их политических лидеров, в то время как должно быть творцом нового политического пространства, новых политических партий, соответствующих их социальным и экономическим мечтам.

Общество из неофеодального ценностно трансформировалось в гражданское, способное функционировать по образцу прямых демократий древнегреческих городов-полисов, подчеркнула она.

«Сейчас в стране нет механизмов для способности реализации нового общественного потенциала. Хорошие шансы заявить о себе появились и у новых политических партий», – уточнила политтехнолог.

Эволюционная люстрация политических элит

«Общество располагает сейчас только средствами эволюционной люстрации: выдвижение по гражданскому обществу новых политических лидеров, формирование новых политических партий и постепенное замещение политических элит с неофеодальным сознанием представителями с постиндустриальным цифровым сознанием», – отметила Одарченко.

Она добавила, что именно это подтверждают и последние соцопросы, которые показывают высокий уровень доверия украинцев к новым лидерам, не занимавшим высоких выборных и политических должностей.

Новые политические партии, имеющие потенциал электоральной поддержки

Все более узнаваемыми становятся партии с незапятнанной репутацией. Это «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, «Сила и честь» Игоря Смешко, «Демократический альянс» Василия Гацко, что обусловлено, прежде всего, участием Гриценко и Смешко в президентских выборах и получением ими значимой электоральной поддержки, уточнила специалист.

«Демальянс» позиционируется как молодежная партия, которая засветилась своими вхождениями в предвыборные блоки с более мощными силами. Партия «Сила людей» сформирована на новых организационных и мировоззренческих принципах коллективного сотрудничества, что создает ей ареол политического прогресса и потенциал соответствующей политической поддержки, подчеркнула она.

Реальное количество новых политических партий значительно больше. Некоторые создаются группами сторонников определенного политика. Партия «Движение +380» создана вокруг политика Романа Бессмертного, а экономическая партия 5.10 – вокруг бизнесмена Геннадия Балашова. Относительно новая отраслевая Аграрная партия выводится на режим предвыборного старта.

По ее словам, децентрализация активизировала значительное количество региональных партий, ориентированных на решение региональных проблем и получение власти в местных органах самоуправления.

«В позиционировании региональных партий часто уменьшается идеологическая составляющая, которую замещает имидж объединения удачных хозяйственников и управленцев», – акцентировала Одарченко.

Препятствия развитию новых партий

По ее мнению, новым политическим силам не хватает узнаваемости и финансовых ресурсов для ведения своей деятельности, которая преимущественно сосредотачивается на социальных сетях. Главное, что заявленные цели и управления их реализацией довольно слабы или обобщены и могут создать достаточный объединительный эффект для людей вокруг их реализации.

Она отметила, что поиск финансовой и медийной поддержки у олигархов формирует в обществе представление о политической партии как о политическом проекте конкретного олигарха. А олигарх-меценат выступает как кукушка, что подбрасывает свои яйца в чужие гнезда для увеличения шансов достижения успеха.

«Учитывая увеличение трудовой эмиграции наиболее образованных и активных слоев населения, в том числе молодежи, перспективы удачного строительства новых партий, особенно массовых, постоянно снижается, за исключением формирования партии украинских эмигрантов», – пояснила эксперт.

По ее мнению, в обществе есть запрос на изменение политических элит, реальной является перспектива эволюционного отбора через электоральную поддержку новых политических сил, которые покажут свою политическую и социальную эффективность.

«Долгосрочную поддержку получат только те политические силы, которые предложат реально важные для общества цели, обозначат реалистичные пути их достижения, необходимые ресурсы и системы управления процессом достижения с привлечением общества в постоянной взаимосвязи-координации с партией и ее политическими лидерами. Только значимые для общества цели, очерченные партией, смогут консолидировать общество вокруг достижения целей и электоральной поддержки партии», – резюмировала Екатерина Одарченко.

Сколько украинцы тратили на содержание высших органов власти в 2014-2019 годах – по ссылке.

Также «Слово и Дело» посмотрело, кто наиболее активно занимался законотворческой деятельностью в апреле.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО