Абонплата – неплохая идея. Она позволяет разделить услуги. Абонплата берется за заключение договора, ведение бухгалтерии, начисление и распределение, просто выделяется часть услуг в отдельную статью.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда. Например, на лето отключили горячую воду или то же отопление, а потребителю приходит абонплата. Логично, что возникает вопрос, почему когда нет горячей воды, нет никаких начислений, договор заключен 5 лет назад, воды нет, а абонплата за нее приходит. Где здесь логика?», – отметил Сергиенко.
Кроме того, у нас, как правило, как только появляется абонплата, практически сразу она приводит к росту стоимости услуги, добавил он.
«Нам еще никто не обещал, что плата не увеличится. Плата постоянно увеличивалась для тех, у кого есть газовая плита и нет счетчика», – уточнил эксперт.
К тому же непонятно, есть ли у абонплаты фиксированный размер. В законе нет нормативного акта, который бы регулировал порядок начисления абонплаты. Должна быть определенная методика, какие-то постоянные и переменные величины, констатировал он.
«Однако такой методики нет. Как она будет начисляться, неизвестно. В законе написано, что можно подать свои предложения к договору, не ждать, что пришлют. Но это мертворожденная норма. Никто в «Киевтеплокоммунэнерго», которое обслуживает 75% населения, то есть 750 тысяч квартир, возиться с одним потребителем не будет, чтобы виписать отдельный договор», – пояснил Сергиенко.
Все компании-монополисты объявили, что это будет договор присоединения. Это юридическая форма, которая сводится к тому, что если хочешь получать услуги, то на моих условиях, а не хочешь – не получай, подчеркнул он.
«Это смысл договора присоединения. А договор присоединения к монополисту – нонсенс. Это значит, что потребителю выкрутили руки. Он не может отказаться от газоснабжения, водоснабжения, но поставщик диктует свои условия и цены, а потребитель ничего сделать не может. Все нормы, касающиеся договора, – это профанация», – отметил специалист.
Что касается того, что работники коммунальных служб получают право беспрепятственного доступа в жилище для отключения за долги по услугам ЖКХ, то у нас 95% жилого фонда имеют вертикальную разводку, поэтому физически попасть в квартиру контролерам будет сложно, их можно не пустить, и ничего за это не будет, акцентировал он.
«Да, в договоре это указано, но физически можно найти кучу отговорок, чтобы не пустить в дом. Во-вторых, как физически перекрыть поставки тепла? Пустить бригаду слесарей, которые отрежут батарею? У нас нет вентилей на батареях, как правило», – уточнил эксперт.
По его словам, чтобы это сделать, нужно сначала хотя бы вентили поставить на батарею, чтобы было, что опломбировать. Физически ограничить поставки услуги или отключить практически невозможно.
«Есть, конечно, варварварский прибор «Крот». В канализационную трубу спускают прибор, который прерывает выход из канализации. Это просто кусок трубы, который изнутри закрывает отверстие. Однако это варварство. У семьи, которая там живет, если есть долги, скорее всего, социальные проблемы, а не финансовые. С таким же успехом они могут пойти в ЖЭК, люди не будут разбираться, куда этот негатив выльется», – резюмировал Александр Сергиенко.
Напомним, в Украине с 1 мая полноценно вступила в силу новая редакция закона «О жилищно-коммунальных услугах». Одно из главных нововведений – всем, кто заключит с поставщиками индивидуальные договоры, придется ежемесячно платить абонплату.
Ранее «Слово и Дело» разбиралось, какие законы в мае вступают в силу и кто получит ежегодные единовременные выплаты.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.