Суд определил залог в 576,3 тысячи гривен директору Института земледелия Национальной академии аграрных наук Украины Виктору Каминскому, которому детективы НАБУ и прокуроры САП сообщили о подозрении в хищении земли.
Такое решение принял судья по Соломенского районного суда города Киева Вадим Сенин, сообщает журналист «Слова и Дела» из зала суда.
Прокурор САП Анастасия Андронова во время заседания подала ходатайство о расширении перечня свидетелей, с которыми Каминскому просят запретить общаться.
Адвокат подозреваемого возражал против удовлетворения ходатайства по процессуальным основаниям. Сторона защиты также заявила, что их клиент не знает этих свидетелей.
В свою очередь прокурор сообщила, что Каминский может влиять на свидетелей поэтому и просит включить эти дополнения. Судья Сенин приобщил эти документы к ходатайству.
По существу ходатайства Андронова сообщила, что государственное предприятие опытное хозяйство «Чабаны» подчинено Институту земледелия, директором которого является Каминский. Она добавила, что «Чабаны» распоряжались 15 га земли, которой завладели подозреваемые. Отчуждение указанной земли должно происходить по решению Кабинета министров и согласия Верховной Рады.
Однако указанное отчуждения земли началось на основании письма заместителя председателя Службы безопасности Украины Петра Шатковского. Андронова рассказала, что до этого документа в «Чабаны» поступали и другие письма о выделении этой земли, однако в ответе на них говорилось, что эти ценные земли и их нельзя изъять без решения Кабмина и согласия ВРУ.
Прокурор объяснила, что в Институте земледелия начали процедуру отчуждения этой земли через совещательный орган – совет ученых – для прикрытия незаконной деятельности и предоставления этим действиям вида коллегиального решения. Также директор Института земледелия предоставлял своим подчиненным указания для выделения этой земли, в том числе своему первому заместителю Петру Вишневскому.
Андронова рассказала, что связанные лица с Каминским оформили право собственности на некоторые земли, которые были отчуждении у ГП «Чабаны». Кроме того, на многих документах, на основании которых отстранили эти земли, были подписаны именно Каминским. Во время одного из обысков в Институте земледелия детективы на компьютере нашли два варианта письма от Каминского бывшему президенту НААН Василию Петриченко по поводу этих земель. Прокурор добавила, что детективы зафиксировали много телефонных соединений между Каминским, организатором Виталием Оборским и другими соучастниками.
Андронова отметила, что существующие риски препятствования Каминским досудебном расследованию. В частности, подозреваемый может скрываться от правоохранителей, в том числе используя свои связи; уничтожить, скрыть или исказить вещи, которые имеют значение для производства (речь идет о документах, детективы не нашли и продолжают искать) незаконно влиять на свидетелей (часть из них являются подчиненными Каминского), экспертов и подозреваемых, а также препятствовать следствию иным образом по сговору с другими подозреваемыми лицами НААН. Прокурор просила избрать Каминскому мера пресечения в виде залога в размере 3,5 млн грн.
Андронова также просила возложить на подозреваемого следующие обязанности: являться по первому требованию; не отлучаться с места жительства; сообщать об изменении мест проживания и/или работы; воздерживаться от общения со свидетелями и другими подозреваемыми; сдать на хранение загранпаспорта и носить электронный браслет.
В свою очередь адвокат Каминского отметил, что указанное ходатайство не соответствует ст. 184 УПК. Он отметил, что в этом производстве не может идти речи о преступной группе, поскольку преступление начался с двух лиц – Петриченко и Оборского. Защитник добавил, что изъятые земли не является особо ценными, поскольку «Чабаны» является опытным хозяйством, ни научной исследовательской организацией, а потому о 150 статье Земельного кодекса речь не идет.
Адвокат добавил, что Каминский не владеет 138 участками и там проживают вдовы воинов АТО. Он тоже рассказал, что решение НААН об изъятии этой земли не оспариваются и поэтому говорить о незаконности этих решений нельзя. Защитник попросил отказать в удовлетворении ходатайства.
Второй адвокат указал, что Каминский не связан с Госземагентством в Киевской области. Защитник добавил, что этими землями владеют 138 граждан Украины, а не подозреваемый. Более того, по его словам, эти земли не были изъяты, а по ним было прекращено право постоянного пользования.
Сам Каминский говорит, что Институт только согласовывал письма, которые он подписал как директор. Он добавил, что изъятые земли не является особо ценными, а потому решения Кабмина и согласия ВРУ не нужно было.
На указанные доводы защиты прокурор Андронова сообщила, что кроме должностных лиц НААН среди подозреваемых также есть работники Госземагетства. Она добавила, что не все земли были зарегистрированы прямо на подозреваемых, а, например, на родственников. По ее словам, из 138 земельными участками большинством владеет руководство НААН, сотрудники СБУ и связанные с ними лица. Также прокурор отметила, что изъятие земель началось в 2013 году, а АТО – в 2014 году.
Выслушав позиции обеих сторон, судья Сенин удовлетворил ходатайство частично, определив залог подозреваемому в 576,3 тыс. грн. Также он возложил на Каминского все обязанности, о которых просили правоохранители.
Напомним, НАБУ и САП сообщили о подозрении вице-президенту НААН Ануш Балян и Каминскому. Позже, в прокуратуре рассказали подробности этого дела относительно должностных лиц НААН. А в НАБУ опубликовали схему завладения землей под Киевом. Также недавно правоохранители сообщили о подозрении еще двум лицам.
Олег Новиков для «Слово и Дело».
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.