Министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что между Украиной и США идут дискуссии о предоставлении нашей стране новых видов оружия. О каком именно оружии идет речь, министр не уточнил, однако известно, что Украина нуждается в системах ПВО, ударных боевых вертолетах и срочном усилении своего флота. Судя по всему, по поводу поставок именно этих типов вооружений сейчас и ведутся консультации.
О том, что Украина ведет переговоры с США о поставках новых видов оружия, министр иностранных дел Павел Климкин сообщил в интервью изданию Defense News. При этом он отказался назвать какие-либо детали.
Министр также добавил, что поставка ПТРК Javelin (весной США одобрили передачу Украине 37 ПТРК Javelin – ред.) имела важный психологический эффект. «Мы заметили, что россияне отвели свои танки вглубь оккупированных территорий, опасаясь, что такое противотанковое оружие может быть использовано против них в случае российской провокации», – пояснил Климкин.
При этом министр уточнил, что Украине необходимо повышать собственные военно-морские возможности, чтобы не позволить России взять под контроль Азовское море. Заметно, что сейчас украинская сторона прилагает значительные усилия именно в этом направлении.
Во-первых, в конце сентября, в распоряжение Украины были безвозмездно переданы два американских патрульных катера типа Islands. Однако сейчас они все еще находятся на территории США. Реально эти катера смогут пополнить состав флота только в следующем году, поскольку они требуют дооснащения некоторым оборудованием и вооружением, которое было снято с них перед постановкой на консервацию в США.
Во-вторых, уже сейчас идут переговоры о предоставлении в распоряжение нашей страны кораблей классом повыше. Речь идет о фрегатах класса Oliver Hazard Perry, которые с 1975 по 2004 год использовались в США, Австралии, Испании и на Тайване. Фрегаты такого типа могут уничтожать надводные цели с помощью противокорабельных ракет Harpoon с радиусом действия до 280 километров. Противокорабельные ракеты – это именно то, что сейчас нужно нашей армии, которая еще не располагает подобным вооружением.
Как сообщил в интервью журналистам командующий ВМСУ Игорь Воронченко, украинская сторона получила от американцев предложение о передаче двух фрегатов типа Oliver Hazard Perry, которые были выведены из состава ВМС США в 2013-2015 годах. «Мы считаем, во сколько это нам обойдется. Приблизительно $25 миллионов стоит ежегодная эксплуатация такого типа фрегата с учетом зарплаты экипажа и его ремонта. Если брать мировой опыт, то цена корабля – это всего 30% от всей стоимости его эксплуатации. Остальное – это содержание, модернизация и утилизация», – пояснил Воронченко.
В-третьих, в конце августа стало известно, что Украина подала запрос властям США относительно возможной закупки систем ПВО стоимостью $750 миллионов за единицу. Об этом заявил чрезвычайный и полномочный посол Украины в США Валерий Чалый. Месяцем позже в интервью CNN об этом же намерении сообщил и президент Петр Порошенко. Речь идет о ЗРК Patriot (MIM-104).
Как ранее сообщало «Слово и Дело», эта система поступила на вооружение армии США в 1982 году и сейчас существует уже в трех модификациях. ЗРК Patriot использовался во время двух войн с Ираком в 1991 и 2003 годах, а также во время гражданских войн в Сирии и Йемене. В частности, во время войны в Йемене этот комплекс использовался войсками Саудовской Аравии для отражения ударов тактических ракет советского производства Р-17, запущенных с ОТРК Scud, находящихся на территории Йемена. Собственно говоря, для борьбы с советскими ракетами и летательными аппаратами ЗРК Patriot и создавался. Его самым главным конкурентом считается советский ЗРК С-300, который находится на вооружении ВСУ.
Операторами ЗРК Patriot, помимо США и Саудовской Аравии, являются Израиль, Германия, Кувейт, Катар, Япония, Южная Корея, Греция, Испания, Иордания и Нидерланды. Не исключено, что эти комплексы появятся в распоряжении Польши, Румынии и Швеции, а вот прибудут ли они в Украину – вопрос открытый. С одной стороны, сейчас в нашей стране взят курс на усиление противоракетного «зонтика». Возвращаются в эксплуатацию советские системы, ранее снятые с боевого дежурства. Поэтому «американец» Украине бы не повредил прежде всего с политической точки зрения. Но с другой стороны, некоторые модификации С-300, уже сейчас имеющиеся в распоряжении украинской армии, не только не уступают «Пэтриотам», но и кое в чем превосходят их. Например, по большей оперативности развертывания и по количеству одновременно обстреливаемых целей.
И, наконец, украинская армия остро нуждается в ударных вертолетах, которые также могут быть закуплены в США. Как пояснил военный эксперт Михаил Жирохов, речь идет прежде всего о вертолетах Apache (AH-64) и Super Cobra. Так, боевой вертолет Apache выпускается с 1982 года и является наиболее распространенным ударным вертолетом в мире после советского Ми-24, которым вооружена и украинская армия.
Американский вертолет может быть оснащен 30-мм авиационным орудием, управляемыми противотанковыми ракетами Hellfire либо 70-мм неуправляемыми реактивным и снарядами. Apache является современником и главным конкурентом Ми-24. Но если сравнивать эти машины, то выводы могут быть примерно такими же, как и в случае с системами ПВО – некоторые модификации Ми-24, а их существует более двух десятков, не только не уступают «американцу», но и кое в чем его превосходят. Например, в более широких возможностях для оснащения различными типами подвесного вооружения и даже способностью бороться с истребителями.
Кроме того, Украина научилась модернизировать Ми-24. Например, версия Ми-24В МСБ получила более мощные двигатели, производства запорожского предприятия «Мотор Сич». А версия Ми-24-ПУ1 имеет не только модернизированные двигатели, но и отечественную систему оптико-электронного подавления «Адрос», а также улучшенные системы прицеливания и спутниковой навигации.
Однако, по словам Михаила Жирохова, наша страна не может обновить парк боевых вертолетов, поскольку соответствующее производство находится на территории России. Недостаток приходится восполнять в том числе за счет модернизации очень массового советского многоцелевого вертолета Ми-8 до уровня Ми-8МСБ. Новая версия Ми-8 получает практически то же самое новейшее электронное оборудование, что Ми-24 ПУ1, а также пулеметно-пушечное вооружение, управляемые или неуправляемые ракеты. Представители «Мотор Сич» сообщили, что для нужд ВСУ поставлено уже 23 вертолета Ми-8МСБ.
Однако старичок Ми-8 (свой первый полет эта машина совершила еще в 1961 году) в любой своей ипостаси не сравнится с бронированным ударным вертолетом. Поэтому закупка американских изделий могла бы сильно улучшить ситуацию. «Существует потребность как минимум в 48 машинах», – пояснил Михаил Жирохов.
Но здесь все упирается в стоимость. Например, цена одной «Супер Кобры» стартует от $10 миллионов, а «Апача» – от 50. Поэтому относительно быстрое довооружение украинской армии упомянутыми системами возможно только в том случае, если американцы будут передавать нам их безвозмездно, как, например, катера Islands. Во всех других случаях, в условиях достаточно скудного украинского оборонного бюджета, который в 2018 году составлял чуть более $3 миллиардов, все эти закупки могут очень сильно растянуться во времени.
Игорь Ветров, специально для «Слова и Дела»