В Киеве хотят отказаться от маршруток. Что для этого нужно и внедрят ли единый проездной билет?

Александр Каваэксперт по вопросам транспорта
Владимир НаумовГлава ВЦРТИ

17 сентября 2018 года министр инфраструктуры Владимир Омелян заверил, что желтые «Богданы» скоро исчезнут с дорог. 2 октября Киевсовет проголосовал за программу развития транспортного обслуживания населения и обеспечения безопасности дорожного движения в 2019-2024 годах. Согласно программе, за шесть лет власти Киева намерены убрать маршрутки, обновить парк автобусов, трамваев и троллейбусов. В Киевсовете подчеркнули, что в настоящее время 40% столичных маршруток курсируют незаконно, а действенного контроля за их работой нет. Также в приоритете возможность использования единого проездного билета. К слову, еще четыре года назад 17 сентября 2014 года мэр Киева пообещал, что в столице будет введен единый электронный билет на все виды общественного транспорта.

Независимый транспортный эксперт Александр Кава положительно оценил решение отказаться от маршруток, поскольку это рудимент прошлого.

Он подчеркнул, что маршрутки – это африканская модель перевозок, а не европейская, которую нужно построить.

При этом, по его словам, шести лет для этого не нужно, поскольку городские власти могли бы решить эту проблему за два года.

_«Городской бюджет позволяет это сделать», – констатировал специалист.

Однако на протяжении десяти лет от городских властей мы слышим, что они хотят избавиться от маршруток, но никаких реальных шагов в этом направлении не делается. Власти лишь переносят срок, когда это можно сделать, добавил он.

«Хотя за два года город мог бы эту проблему решить. Единственное, что нужно, – не обновлять парк городского транспорта. В Киеве парк наземного транспорта гораздо моложе, чем, к примеру, в Будапеште, Праге или Варшаве. Нужно не обновлять, а увеличивать парк муниципального транспорта. Киеву нужно около 1000-1200 единиц новых троллейбусов, трамваев и автобусов для этого», – пояснил Кава.

Он отметил, что отказ от маршруток позволит улучшить ситуацию с пробками в Киеве, а что касается цен, то городской транспорт в принципе убыточен во всех развитых странах. Какими должны быть тарифы – это вопрос политического решения руководства города.

«Однако городской транспорт всегда должен быть доступен. Более того, пользование проездными билетами существенно должно снижать стоимость разовой поездки», – уточнил эксперт.

Жители Киева уже платят в месяц за городской транспорт больше, чем жители Варшавы, Будапешта или Праги.

При этом единый билет, пока не будет решена проблема маршруток, невозможен как таковой, резюмировал Александр Кава.

В свою очередь глава совета общественной организации «Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры» Владимир Наумов заявил, что внедрение единого электронного билета – хорошая инициатива, только непонятно, как его внедрять, если сам по себе Киев – миграционный город.

Кроме того, не совсем понятно, как это будет выглядеть, отметил он.

«Как карточка в метро? Просто купил и поехал? Все зависит от концепции его внедрения. Хотя сделать это нужно, причем давно, чтобы вывести из тени пассажиропоток», – добавил эксперт.

Что касается замены маршруток, то безопасного вложения капитала у нас нет, акцентировал Наумов.

Вероятно, это возложено на «Киевпастранс», который может взять в кредит дополнительные автобусы, заняться кросс-субсидированием, то есть взять часть средств, которые приносит метрополитен, и вложить их в троллейбусы, автобусы, уточнил он.

Также он обратил внимание, что на днях львовский автобус НеоЛАЗ класса «Люкс» презентовали в Киеве.

«Заменить маршрутки можно. Есть заказчик, и если он пропишет в договорах, что на маршрутах должен быть только определенного вида транспорт, то у перевозчика два варианта – искать такой транспорт, который прописан в заявке, или не выходить на конкурс»_, – пояснил Наумов.

По его словам, Львовский автозавод не потянет такого количества автобусов. Чтобы закупить в Европе, нужны средства. Это дорогое удовольствие для перевозчиков.

«Принципиально, конечно, возможно все. Главное – желание и воля», – добавил Наумов.

При этом эксперт отметил, что на сегодня в Киеве очень много дублирующих маршрутов.

«К примеру, раньше, условно говоря, был маршрут, который ехал из пункта А в пункт Б, а потом ему дали пункт А, Б и 5 километров пункта С. Это как бы новый маршрут. Туда же ставят еще десять транспортных средств. Для того, чтобы это устранить, нужно перекроить транспортную модель Киева. Для этого нужно знать реальный пассажиропоток, а у КГГА нет данных», – резюмировал Владимир Наумов.

Как мэры заботятся о проезде льготников – по ссылке.

Также «Слово и Дело» разбиралось, что по поводу тарифов на проезд в транспорте обещают чиновники.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО