Украинское гражданство закреплено на уровне Конституции. Также есть закон о гражданстве, который это регулирует. Однако возникает вопрос, что многие на бытовом уровне трактуют неправильно понятие единственного гражданства. Вопросы гражданства касаются и действий других государств. Как следствие, возникают вопросы относительно договоренностей и межгосударственных связей.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказала эксперт Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко, оценивая вопрос двойного гражданства на фоне выдачи венгерских паспортов на Закарпатье.
«Определение о единственном гражданстве следует понимать так, что государство Украина, во-первых, признает гражданство Украины как единственное на нашей территории, во-вторых, в пределах Украины не может быть гражданства другого территориального подразделения. Условно говоря, «Л/ДНР». Когда возникает двойное гражданство, то последствия за это прописаны в законе о гражданстве», – отметила Кириченко.
По ее словам, если есть специальный статус, например, это госслужащий или выборная должность, то дополнительно вступает в действие законодательство, регулирующее статус госслужащего и должностных лиц.
Эксперт уточнила, что для этих категорий четко указано, что лицо должно быть гражданином Украины.
«Тогда мы переходим из плоскости регулирования гражданства в плоскость статуса конкретного лица – нардеп, госслужащий категории А. Возникает ответственность, вплоть до прекращения, потери полномочий», – пояснила она.
Существуют мировые, европейские стандарты, которые заключаются в том, что каждый человек не может быть лишен гражданства. Международные стандарты направлены на борьбу с апатридами – когда человек без гражданства и не может приобрести гражданство любой страны, подчеркнула специалист.
Далее каждое государство в зависимости от исторического развития, традиций признает единственного гражданства или дает возможность двойного или тройного гражданства, добавила она.
По ее словам, единственное гражданство направлено на регулирование отношений гражданина с государством, возникают обязанности между ними.
«Механизм, когда разрешено двойное гражданство, лежит уже в плоскости взаимосвязи между странами. Некоторые страны не собираются даже разглашать информацию о втором гражданстве. Это их право. Нет таких международных соглашений. С другой стороны, возникает вопрос, как получить информацию, как вообще быть. Все непросто. Вопрос по каждому лицу отдельный. Если лицо будет занимать какую-либо государственную должность, государства идут на встречу и разглашают информацию», – отметила Кириченко.
Если это, например, политика другого государства, недобросовестная по отношению к нашему государству, это стоит рассматривать уже именно как политику государства, а не лица, подчеркнула она.
«Поэтому скандал с Венгрией должен рассматриваться на уровне дипломатических отношений, межгосударственных. Здесь нет особых последствий для конкретных лиц. Разве что они ведут подрывную деятельность, пользуясь институтом гражданства. То есть, если украинцы получили паспорта Венгрии на Закарпатье, то вопрос не в том, как их наказать, а в том, каким образом это произошло. Это была организованная акция соседнего государства? Паспорта просто так не раздают. Если это их политика, то нужно выяснять отношения между государствами», – акцентировала эксперт.
Она напомнила об истории с российскими паспортами в Крыму.
«Если все сделано в стиле «вы только возьмите этот паспорт», если это не люди обратились непосредственно к венгерским властям с просьбой получить гражданство, – это одна ситуация. Если люди сознательно, добровольно обратились к другой стране с просьбой о получении гражданства, то они должны были бы предоставить информацию, соответствующим образом должен быть поставлен вопрос о прекращении гражданства Украины», – резюмировала Юлия Кириченко.
Напомним, глава МИДа Украины Павел Климкин допустил высылку консула Венгрии из Берегово в случае, если будет подтверждена подлинность видео.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.