Внимание к тому, что происходит в России, у нас с некоторых пор считается едва не дурным тоном. Черт бы их там всех побрал, псевдобратьев и квазисестер, чем он, собственно, неустанно и занимается, хотя и не настолько быстро и наглядно, как нам хотелось бы. И так бы тому и быть, только вот их черти нашим если не братья, то все еще близкие родственники.
Обращение командующего российской Нацгвардии, бывшего путинского охранника Виктора Золотова к Алексею Навальному – замечательный документ эпохи. То, что у власти на уме, чаще приходится дешифровывать по ее действиям, не полагаясь на речи, предназначенные хоронить смыслы в пропагандистско-бюрократической руде. А здесь практически открытый текст разъяренного начальника, выносящий на белый свет всю его требуху, а с ней и мировоззрение, и способ мышления более сдержанных в проявлении эмоций начальников начальника. Настоящий подарок для докторов и всех, кто интересуется, из какого мусора выросла постсоветская «элита», а значит, и наша тоже, и до какого уродства доросла.
Золотов вышел из себя после того, как в одном из видеороликов Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный прямо обвинил его в крысятничестве. Агрохолдинг «Дружба народов», отжатый у украинского олигарха Юрия Косюка, оказался в собственности некоего Бориса Кантемирова, бывшего главы архива Росгвардии. Холдинг вдруг получил щедрое льготное кредитование в российских банках и стал монопольным поставщиком продуктов в эту силовую структуру на миллиарды рублей. Цена закупки буквально на все продукты для нацгвардейцев выросла по сравнению с предыдущим годом, порой в разы, превышая даже розничные цены. Хороший навар.
Навальный небезосновательно предположил, что Кантемиров – обыкновенный зицпредседатель, не по чину бывшему архивариусу такие сделки проворачивать, а греет руку, объедая подчиненных, сам генерал Золотов. Оппозиционер еще и поехидничал: что же вы, гвардейцы, на акциях протеста нас бьете? Мы-то у вас ничего не украли. Обернитесь на начальство.
Не думаю, что кто-то всерьез испугался возмущения среди нижних чинов, они там шелковые, но картинка действительно вышла непрезентабельная. Не исключено, что и Путин бросил укор туповатому другу: эк тебя Навальный уел! Возможно, запахло отставкой – как минимум, в воображении генерала.
Поток сознания, который вывалил в ответном видео на официальном сайте Росгвардии ее начальник, впечатляет. Украинский зритель без труда узнает нотки, которые слышал от Януковича с его знаменитыми «козлами, которые мешают нам жить». Отчетливо различим и украинский старик Козлодоев – Николай Азаров, с его вечно недовольным брюзжанием жэковского партсекретаря, страдающего геморроем. Объяснение собственного богатства ссылкой на производственную молодость и звание ударника коммунистического труда – это очень по-азаровски. Рассуждения о гнилости и трухлявости критиков, американских марионеток, лишенных духовности и нравственности, что, по идее, должно указывать на духовность, нравственность и сермяжность критикуемого, не такая редкость и сейчас в отечественной политической риторике. Помножьте это все на приблатненную стилистику, введенную в моду Путиным, – эффект разительный.
Но ключевое – открыто выраженное желание «дать ответку», «чтобы вы печенкой это прочувствовали», обещание превратить оппозиционера-разоблачителя в «хорошую сочную отбивную». Предложение дуэли – это, конечно, чепуха, Золотову зачем-то важно было выкрикнуть обещание избить противника в мясо. Имплицитная угроза, исходящая от государевых людей, уже не считается достаточной, что-то их грызет изнутри и подталкивает к открытой демонстрации ярости. Золотова будто перекорежило неконтролируемой судорогой ненависти. Нервы ни к черту, и это очень показательно для нынешнего состояния в высших эшелонах российской власти.
Нам же неплохо помнить, что совсем недавно всенародно избранное политическое руководство Украины выражало готовность интегрироваться в сторону, противоположную Европе, с, так сказать, ментально близкими – золотовыми, сечиными и даже кадыровыми. Янукович, Азаров и группа товарищей в итоге туда и двинулись, правда, уже в неофициальном качестве, но сколько осталось родных им душ в силовых и бюрократических структурах, которые перебрались в «братский» БПП и прочие околовластные партейки? Ради выживания во власти они истово крестятся на 12 звезд Евросоюза, а нутро ведь прежнее. Некоторые, впрочем, даже не усердствуют.
Сколько из них с огромным удовольствием наговорили бы в адрес принципиальных оппонентов речей, пояростней золотовской, а еще лучше – полюбовались бы, как их избивают до состояния отбивной. Сдерживаются, терпят. Может, позже. А, может, и не придется до такой степени нервничать. Пока не видно, чтобы на их власть кто-либо всерьез покушался. Судя по составу участников, грядущие выборы-шмыборы – рябь на поверхности, глубин не заденут. А перевесить портрет – дело пяти минут. Да и флаг тоже.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»