Уступки ради денег МВФ: возможно ли избежать повышения цен на газ

Василий Юрчишин

Это политика латания дыр за счет бизнеса и населения, а инструментом для этого служит постоянное повышение цен, тарифов и перекладывание ответственности и убытков с одних компаний на другие. К примеру, ситуация с «Киевэнерго» и «Теплоэнерго».

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, оценивая заявление премьер-мигистра Владимира Гройсмана о том, что повышение цен на газ – вынужденный шаг, который поможет избежать дефолта.

«К сожалению, такой образ мышления – ограничить возможности населения, за счет чего залатать все дыры, – никакого успеха иметь не будет. Даже если мы сейчас пойдем на радикальные шаги, в частности повышение тарифов, это приведет лишь к тому, что через 2-3 месяца нам торжественно объявят о повышении минималки, которая якобы решит все проблемы», – отметил Юрчишин.

Однако на практике, в лучшем случае, повышения также закроют тот разрыв, который образовался, уточнил он.

«К сожалению, мы находимся в этом цикле, и маловероятно, что нынешнее правительство решит проблемы по-другому. У нас ни разу речь не шла о возможных снижениях, наказании виновных за нарушение антимонопольного законодательства, поиске других источников и задействовании мер реальной защиты населения», – добавил эксперт.

Нужно понимать, что МВФ выполняет техническую миссию. Одна из их задач – обеспечить возвратность ресурсов, а для этого нужно, чтобы экономика минимально работала, подчеркнул Юрчишин.

«Но 2-3% роста экономики, которые мы имеем последние два-три года, недостаточно для этого, учитывая, что обвал в 2014-2015 годах был около 17%»_, – констатировал он.

Именно поэтому у нас такое вялотекущее состояние, когда приходиться спорить, достигли мы дна или еще нет, акцентировал экономист.

По его словам, в данный момент нет возможности выйти из этого в рамках того, что делается.

Он напомнил, что в 2017 году планировали получить около 17 миллиардов от приватизации, а получили около 3 миллиардов, причем от аренды госимущества. В этом году планируют получить 22 миллиарда, но вряд ли получим хотя бы 10%.

«Значит, ресурсов на погашение дефицита и возможные соцвыплаты снова нет, и их нужно искать. Поэтому дело не в МВФ, не в том, примем ли мы их условия, выполним ли их. Разницы никакой практически. В лучшем случае, если примем – получим транш, причем один, поскольку перед выборами МВФ ограничивает финансирование», – пояснил эксперт.

Те самые 1,5 миллиарда долларов, которые мы получим от МВФ, если бы была какая-то экономическая динамика, можно было получить из других источников, отметил он.

«К примеру, если бы депозиты начали возвращаться или начал бы работать кредитный рынок. МВФ – только повод, который дает возможность правительству кивать на некие внешние факторы», – добавил специалист.

«Но почему-то правительство не берет ответственность на себя, не готово исправлять ошибки. Та же ситуация с НБУ, который уперся в инфляционное таргетирование. Хотя то, что проводится, далекого от этого. НБУ просто играет с процентной ставкой и пытается этим якобы ограничить инфляцию. Но реально ограничивающая монетарная политика является тормозом для экономики», – резюмировал Василий Юрчишин.

Напомним, 26 января 2018 года премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что задачи МВФ для получения очередного транша будут выполнены.

Ранее аналитики портала выяснили, сколько средств Украина получила от МВФ за время независимости.

Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО