Джастина Трюдо и Эммануэля Макрона уже просто захватали в качестве расхожих примеров нового, нормального и даже – ну бывает же! – симпатичного в политике. Тоска по новизне, нормальности и, бонусом, эстетической незаурядности достигла у нас просто неприличных уровней, как неуемный голод по мужскому телу в послевоенном селе. При этом никуда не деть вгоняющее во фрустрацию осознание, что канадец и француз представляют сказочно благополучные на нашем фоне страны, и в этом смысле представляют недосягаемые образцы, нечего даже мечтать.
Между тем с весны ярко взошла звезда двух политиков, которым достались от предшественников не просто проблемные страны, а ужас какие проблемные. Про Никола Пашиняна у нас что-то слышали: протесты в Армении под его руководством наделали много шума, и с мая вчерашний оппозиционный журналист работает главой правительства. Куда меньше известен у нас Абий Ахмед, бывший солдат и айтишник, в апреле ставший премьером Эфиопии. Честно говоря, если бы не его визит в США, где диаспора устроила лидеру страны феерический прием, не знали бы и дольше. Но американская пресса заинтересовалась причинами «абиймании» и, столкнувшись с примечательным, поделилась с остальным миром.
Объединяют эфиопского и армянского премьеров, помимо кучи проблем, которые нужно решить, две главных вещи. Они оба не поверили, что текущий хмурый ход вещей, который устраивал только правящую верхушку, когда-то выведет на мало-мальски ровную дорогу, и резко его нарушили. Стены, которые будто бы «объективно» ограничивали движение вперед, во многих местах оказались картонными, а то и вовсе умозрительными. И, второе, лидеры, будучи харизматичными фигурами, заразили своей надеждой народ.
У нас с некоторых пор харизматиками стали называть любого, кто не болтается в политической воде кверху пузом и хоть немного шевелит плавниками. Рыба от этого не перестает быть рыбой. Харизма словно магическим образом движет массами и меняет историю.
О Пашиняне говорили, что он за неделю премьерства смог сделать больше, чем руководители Армении за многие годы до этого. Были заменены все министры, уволены коррумпированные высокие чиновники и генералы, включая начальника полиции Армении и командующего внутренними войсками, заседания правительства стали открытыми. Позже чистке, с возбуждением уголовных дел, подверглись руководство Службы национальной безопасности, следственного комитета, полиции, судов всех инстанций, генштаба и минобороны. В отставку подал мэр Еревана, в розыск были объявлены известные «решалы» – братья экс-президента Саргсяна и его племянники.
По делу о силовом разгоне оппозиционных акций 1 марта 2008 года, в ходе которого погибло минимум девять человек, арестовали тогдашнего президента Армении Роберта Кочаряна. Что показательно, был арестован и бывший командующий столичным гарнизоном Юрий Хачатуров, который сейчас является действующим секретарем ОДКБ – Организации договора о коллективной безопасности, в которой правила диктует Москва. Правда, этого пришлось позже выпустить: Россия в Армении не пренебрегаемый фактор.
Сам Никол Пашинян считает все сделанное лишь разминкой, подготовкой к настоящим переменам. «Адаптационный период завершен, мы должны заняться широкомасштабными реформами, которые придадут Армении новое дыхание, будут способствовать ее политическому и экономическому развитию», – заявил он в четверг на заседании правительства. Еще раз: он возглавляет его с 8 мая.
Абий Ахмед тоже двинул вперед резко, не теряя времени. Эфиопию десятки лет раздирают кровавые внутренние и внешние разборки. В стране действовало чрезвычайное положение, с оппозицией не цацкались, сходу предъявляя ей обвинения в терроризме и оправляя в тюрьму. Премьер отменил ЧП, объявил заключенным оппозиционерам амнистию, замирил внутренние враждующие группы, договорился о мире с Эритреей, что казалось совсем невозможным. Объявлено о приватизации, полной или частичной, почти всех государственных предприятий. Открыты запрещенные по цензурным соображениям информационные сайты, военных глав спецслужб сменили гражданские. Эфиопия создаст свою фондовую биржу. Абий договорился с соседями об открытии их морских портов для транзитных товаров.
Страна просто обалдела от такого напора. Абий Ахмед просто светится позитивом, ему хочется верить, и сейчас главу правительства считают чуть не посланником небес, от счастья готовы впасть в грех культа личности, со всеми африканскими излишествами. Личность еще какая, не поспоришь.
Хотя, как и следовало ожидать, такой резкий крен к нормализации понравился не всем, и на шустрого премьера было совершено покушение: брошенная в него граната убила двух человек.
Кто знает, надолго ли хватит этих дерзких реформаторов и много ли им удастся изменить в предложенных совершенно сумасшедших обстоятельствах. Воля к переменам и вера в свои и народа возможности не может не подкупать. Наблюдаем, завидуем, учимся. И высматриваем личности.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.