Согласно результатам последнего июльского исследования, проведенного социологической группой «Рейтинг», лидером президентского рейтинга остается Юлия Тимошенко, за которую готовы проголосовать 17,1% тех, кто примет участие в голосовании и уже определился с выбором. За Гриценко готовы отдать свои голоса 9,7%, Бойко – 8,9%, Зеленского – 8,5%, Ляшко – 8,1%, Порошенко – 7,8%, Вакарчука – 6,6%, Мураева – 4,2%, Рабиновича – 3,7%, Тягнибока – 2,6%, Садового – 2,2%, Таруту – 1,5%, Яценюка – 1,3%, Бессмертного – 1,2%.
Основательница компании SIC Group Ukrainе, политтехнолог Екатерина Одарченко подчеркнула, что на рынке политического консалтинга есть такое понятие, как формирующая социология.
«Этот метод часто используют. Допустим, есть кандидат. Необходимо подать, что у кандидата хорошие шансы. При этом кандидат не в лидерах, его реальный рейтинг – 2%. При этом задача подать так, что у него не 2%, а, скажем, 5%, что уже говорит о потенциальной возможности прохождения его в Раду. 5% – это данные в пределах допустимой погрешности, поскольку в социологических исследованиях допустимая погрешность – 2-3%», – отметила Одарченко.
Соответственно, даже если компания, которая не хочет рисковать своей репутацией, подаст, что у кандидата не 2%, а 5%, в целом компания не врет. Они работают в пределах погрешности, уточнила политтехнолог.
По ее словам, можно также подать данные от тех, кто уже определился.
Она обратила внимание, что часто по одному и тому же кандидату одновременно дают данные о том, что у него 12% и 8%. Такая разница обусловлена следующим: 8% – те, кто точно придет на выборы и определился, а 12% – от всех. При этом оба показателя будут верны.
«Методологически в больших исследованиях, по 100-200 страниц, которые весьма подробны, где есть данные второго выбора, антирейтинга, рейтинга, доверия, лояльности, переходов между партиями, можно уже раскладывать матрицы и строить тренды. А так, просто глядя на социологические рейтинги, помимо агитационного эффекта, эффекта мобилизации, работы с инвесторами, работы внутренней структур, другой функции у этих данных нет», – пояснила политтехнолог.
Кроме того, часто рейтинги путают с узнаваемостью, добавила она.
«Люди знают, к примеру, Зеленского, они и называют его. Точно так же в свое время называли Надежду Савченко. Это не говорит о том, что у них есть реальные шансы на победу. Они просто узнаваемые люди, к которым по ряду причин было или есть доверие. Но доверие никогда не коррелирует с рейтингом», – отметила эксперт.
По ее словам, даже те, кто обладает большим ресурсом, не всегда понимают, что показатель рейтинга ни о чем не говорит.
«Говорят другие факторы, показатели, которые необходимо анализировать», – уточнила она.
При этом, конечно, качество исследования является очень важным.
«Должно быть объяснение, почему человек так думает, выбирает. Специалисты, которые хотят не просто пилить бюджет, а достигать результата, так делают. Ведь не секрет, что часто продают рейтинги», – отметила специалист.
Более чистые социологические результаты, которым можно более-менее доверять, будут уже тогда, когда люди вступят не в предвыборную, а в избирательную кампанию, подчеркнула она.
«Тогда уже начинается работа в поле. Прямой контакт с избирателем, а не только медийный. Второе – понятен состав, кто баллотируется. Ну и в-третьих, понятен месседж, с которым кандидаты будут выступать. Уже сейчас по большим партиям, по кандидатам делается социология. Но она очень глубинная, помогает сформировать стратегию. А уже через три месяца станет понятно, что эти данные используют для мониторинга, эффективности работы, стратегии», – резюмировала Екатерина Одарченко.
Ранее аналитики «Слова и Дела» выяснили, кого украинцы видят будущим президентом.
Откуда возьмутся «новые лица» в политике – в колонке по ссылке.
Также журналисты выяснили, кто из нардепов за четыре года не выполнил ни одного обещания.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.