31 июля в Бердянске застрелили 43-летнего бывшего добровольца батальона «Донбасс» Виталия Олешко (позывной «Сармат»). Как сообщают СМИ, перед смертью активист устроил скандал во время аппаратного совещания в городском исполкоме. Кроме того, Олешко незадолго до трагедии снял видео о ситуации с вывозом мусора в городе. Известно, что правоохранители задержали пятерых подозреваемых в убийстве. По словам нардепа Антона Геращенко, подозреваемый в убийстве экс-военного в Бердянске является бывшим бойцом «Торнадо».
Эксперт-криминолог, юрист Анна Маляр, анализируя данные, которые известны в публичной плоскости насчет убийства бойца АТО, обратила внимание, что подписчиков на его канале в YouTube на момент убийства было 753, а просмотров видео – более 300 тысяч.
Подробную оценку ситуации она дала в своем блоге, передает «Слово и Дело».
Маляр констатировала, что если внимательно присмотреться к рейтингам видео, то окажется, что многотысячные просмотры имели лишь 6 видео, все остальные – в пределах нескольких сотен. Среди них она выделила следующие:
95 тысяч просмотров – разговор Олешко и других участников АТО с водителем маршрутки, который пренебрежительно отнесся к участнику войны;
27 тысяч просмотров – 9 мая, «победобесие»;
56 тысяч просмотров – два идентичных видео о том, как убрать агитационную палатку «Оппоблока»;
почти 7 тысяч просмотров – «истерика мэра Бердянска»;
почти 8 тысяч просмотров – два видео нардепа Пономарева и его возможные связи с ФСБ.
«То есть вся остальная бурная общественная деятельность Олешко не пользовалась таким зрительским спросом. Кого реально могла донимать публичная деятельность Олешко, можно предположить по анализу его персонального канала в YouTube», – отметила эксперт.
На ее взгляд, из этих 5 наиболее просмотренных видео следуют две группы оппонентов – представители власти и идеологические противники. С этого момента можно начинать нумеровать версии.
Во-первых, достаточно ли на видео с представителями власти оснований для убийства Олешко? Если анализировать публичную часть их отношений, то с большой вероятностью – нет, потому что критикой и организацией митингов власть имущих не испугаешь.
«Они после Майдана закалились и научились на такие вещи не реагировать. К примеру, организовывать в ответ дискредитационные кампании руками лояльных «активистов» или митинги в поддержку себя любимых. Но в интернете нет следов организованной системной кампании против Олешко. Есть единичные критические сообщения и комментарии оппонентов, которые в соотношении равны количеству комментариев от сторонников Олешко», – уточнила криминолог.
Поэтому если выдвигать версию причастности к убийству,кого-то из остро раскритикованных чиновников, то в основе преступления должна быть другая, необнародованная сторона отношений или конфликт, добавила Маляр.
«Скажем, посягательство на денежные потоки и «кормушки» чиновников, бизнес, оформленный на подставных лиц, может подвигнуть их на крайние меры. Собственно, Олешко неоднократно называл производства против себя именно преследованием и давлением со стороны власти», – напомнила она.
Поэтому, на ее взгляд, версию конфликта с местными властями обязательно нужно проверять, но иметь в виду, что критика власти вряд ли могла лежать в основе организации заказного убийства.
При этом следует установить, не пользовался ли он поддержкой влиятельных и богатых конкурентов власти. Это бы также могло объяснить страх перед его активностью, акцентировала юрист.
Собственными силами он вряд ли мог устранить местных «князей» от власти, а при серьезной поддержке шансы увеличились бы, предположила она.
Вторая версия – причастность к убийству идеологических противников, то есть носителей пророссийских взглядов – также имеет право на жизнь, поскольку Олешко жил в непростом регионе, где проявление проукраинской позиции не является обыденностью, как в Киеве или Львове, а требует ежедневной борьбы даже на уровне внешнего проявления патриотизма.
По ее словам, учитывая специфику Запорожской области, активная проукраинская позиция и военное прошлое Олешко могли раздражать представителей противоположных взглядов до совершения на этой почве преступления.
«Тем более Олешко не просто был носителем проукраинских взглядов, он активно противодействовал оппонентам, о чем есть немало видео на его канале», – констатировала Маляр.
Третья версия основывается на том, что анализ открытых источников показывает, что Олешко также мог иметь сложные отношения с такими же, как и он, участниками боевых действий, отметила эксперт.
«Ведь в этом сообществе есть не только его друзья и соратники, но и оппоненты. Более того, именно устами некоторых участников боевых действий распространяется контраверсионная информация о Олешко», – добавила она.
Не исключила юрист, что еще одной логической версией убийства может быть бизнес-конфликт, ведь Олешко имел свой собственный бизнес, судьба которого складывалась непросто. То есть, возможно, убийство совершено не на почве активной гражданской позиции, а на почве осложненных деловых отношений.
Эксперт уточнила, что эту версию сложно анализировать по информации из открытых источников, однако отголоски конфликта можно заметить на некоторых видео.
«Например, когда мэр Бердянска на одном из заседаний эмоционально вспомнил о проблемах с подводом воды в гостиницу, владельцем которой был Олешко. Судя по контексту, мэр намекал на то, что именно эта проблема побуждает Олешко к активности. То есть могло иметь место пересечение личных интересов и общественной работы», – пояснила Маляр.
По ее словам, эту информацию необходимо проверять в процессе следствия и дать ответ, использовал ли Олешко общественную деятельность для решения бизнес-вопросов.
«Если такие факты будут установлены, тогда можно предположить еще один вариант конфликта – с врагами своих «подопечных», – уточнила криминолог.
Нельзя исключать и личностные неприязненные отношения, и ситуативный конфликт, который на сухом языке статистики называют «бытовым», подчеркнула она.
«Разговоры между мужчинами в плоскости «кто круче» иногда завершаются убийством», – резюмировала Анна Маляр.
Добавим, как сообщало «Слово и Дело», у украинцев на руках официально зарегистрировано около 1 миллиона единиц огнестрельного оружия.
Ранее журналисты «Слова и Дела» выяснили, какие риски для власти скрыты в вопросе разрешения на владение оружием.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.