Два года назад вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив пообещал, что соблюдая Операционный план действий, правительство закрепит достижения в стабилизации экономики и обеспечит устойчивый экономический рост. При этом министр добавил, что серьезную ставку будут делать на малый и средний бизнес. Во время Согласительного совета ВР Кубив заявил, что ВВП Украины растет уже девять кварталов подряд. При этом он ссылается на оперативную оценку Госстата: в первом квартале 2018 ВВП вырос на 3,1% по сравнению с первым кварталом 2017 года и на 0,9% по сравнению с предыдущим кварталом.
«Слово и Дело» решило разобраться, в каком состоянии находится экономика и насколько объективны данные Госкомстата.
Глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук высказал предостережение относительно озвученных данных и заметил, что при подсчете Госстат использует дефлятор ВВП.
«Дефлятор ВВП – это ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Проще говоря, это инфляция промышленности и потребительская. Если этот показатель занизить, то автоматически можно получить рост ВВП. Берут номинальное ВВП за текущий год минус дефлятор, а в результате прошлый год, например, может выглядеть более привлекательным, чем это есть на самом деле», – отметил Кушнирук.
Это вопрос дискуссии по методике, уточнил эксперт.
«Базу данных для расчета имеет только Госстат. А именно в зависимости от дефлятора показатель ВВП будет либо больше, либо, наоборот, меньше», – подчеркнул он.
При этом, по его словам, есть несколько сугубо экономических факторов, которые не вызывают доверия, в частности грузовые перевозки по отношению к 2017 году упали.
«Сельское хозяйство меньше, также упало. Пищевая промышленность упала, но выросла металлургия. Она дает значительную часть добавленной стоимости, но зависит не столько от физических объемов, сколько от ценовых показателей 2017 года», – добавил Кушнирук.
Довольно существенно возрастает торговля, что говорит о росте доходов, но они растут быстрее, чем реальный сектор экономики, обратил внимание аналитик.
По его словам, это, в свою очередь, привело к другой проблеме – росту импорта.
«Поэтому по поводу данных по росту экономики на протяжении 9 кварталов есть скепсис. Бесспорно, определенный рост имеет место. Но, строительство, транспорт, сельское хозяйство упали. Фактически, держится торговля», – акцентировал эксперт.
Следует учитывать то, за счет чего растет промышленность, в основном металлургия. В 2018 году есть еще одна особенность – март был прохладным. Доля производства связана с электроэнергией и тепла больше, чем в 2017 году, отметил аналитик.
«Таким образом, у нас просто за счет погодных условий производство этой сферы по отношению к первому кварталу 2017 года было больше. Если убрать два фактора и посмотреть на данные производства электроэнергии, то окажется, что ничего, кроме торговли, не росло», – пояснил он.
Однако и это не радует, потому что может отражать несовпадение реальных доходов населения с ростом экономики, добавил эксперт.
«Если доходы растут быстрее, чем экономика, то это провоцирует инфляцию и ухудшается дефицит торгового баланса. За счет наращивания доходов населения просто закладывается мина замедленного действия и будет расти давление на валюту», – констатировал специалист.
Он уточнил, что в данном случае с показателями Госстата и таким ростом в течение 9 месяцев следует анализировать структуру, за счет чего это произошло.
«Сейчас большинство секторов упали. Выросла только промышленность за счет металлургии и топлива. Это трудно считать признаком существенного улучшения экономики», – резюмировал Борис Кушнирук.
По данным «Слова и Дела» уровень ответственности Степана Кубива составляет 46%. Полный перечень его обещаний – в досье по ссылке.