В поселке Дубовое Закарпатской области дорожники провели ремонт дорожного покрытия на центральной улице сразу после сильного дождя, вследствие чего асфальт укладывали непосредственно в образовавшиеся лужи. Кадры огромного провала на трассах, в частности Сумы-Киев, или образовавшихся ям на проезжей части длиной более 10 метров появляются все чаще. К слову, уже вскоре ответственным за такие дорожные работы все-таки придется объясниться. В прошлом месяце премьер пообещал, что в середине мая «Укравтодор» отчитается о проверке отремонтированных дорог. Как известно, Кабмин направляет и координирует деятельность «Укравтодора» через Мининфраструктуры.
«Слово и Дело» решило выяснить, кто и как проводит мониторинг, контроль качества дорожных работ и что «убивает» украинские дороги.
Менеджер группы реформирования дорожной отрасли «Реанимационного пакета реформ» Андрей Мартенс рассказал, что «Укравтодор» ответственен за 50 тысяч километров дорог государственного значения, а за дороги местного значения отвечают областные администрации.
Дороги, которых нет…
«Подрядчики сегодня должны также нести ответственность за все дороги, которые они отремонтировали. У них по каждому из объектов есть сроки гарантии – от 3 до 5 лет. В течение этого периода дороги должны быть восстановлены или отремонтированы, если по ним происходят какие-то разрушения, за счет собственных средств», – отметил Мартенс.
Он пояснил, что часто подрядчиков сложно привлечь к ответственности, поскольку в суде они могут выиграть практически любое дело, потому как могут сослаться на неэффективное эксплуатационное обслуживание отремонтированных дорог.
Кроме того, уточнил эксперт, у нас часто проводятся средние ремонты, хотя по стоимости они доходят до капитальных.
«По среднему ремонту фактически меняется полотно, но не проводятся мероприятия, к примеру, технического характера или работы, связанные с обеспечением долгосрочного использования этих покрытий», – подчеркнул специалист.
В конечном итоге это приводит к тому, что у нас отремонтированные дороги через какое-то время снова разрушаются, добавил Мартенс.
Всему виной фуры?
По его словам, крупногабаритный транспорт «убивает» наши дороги.
«Средняя скорость передвижения транспортных средств составляет порядка 25 километров в час, а в Европе – 60 километров в час, соответственно, у издержки по перевозу грузов выше, чем в Европе, потому что скорость ниже, больше часов, больше ремонтов ходовой части», – отметил эксперт.
«Поэтому перевозчики увеличивают объемы грузов, им проще где-то рассчитаться с каким-то инспектором, нежели перегружать на другой транспорт товар», – уточнил специалист.
В итоге у нас разбиты даже те дороги, которые недавно отремонтировали, добавил он.
Контроль и злоупотребления
_«Инспекция по контролю работы крупногабаритного транспорта проводит какие-то мероприятия, пытается, скажем, контролировать, но проблема в том, что у нас недостаточно комплексов для контроля», – подчеркнул Мартенс.
Кроме того, по его словам, практически везде эти комплексы работают с участием человека.
«Там, где присутствует человеческий фактор, учитывая небольшие зарплаты, вероятно, что есть злоупотребления», – пояснил специалист.
«Если это все будет делаться автоматически, когда комплексы будут встроены прямо в покрытие, информация будет считываться с камер, а потом уже в виде готовых решений письма счастья будут приходить нарушителям, система контроля будет уже более эффективной», – резюмировал Андрей Мартенс.
Как сообщалось, Киевсовет выделил 1,2 миллиарда гривен на ремонт столичных дорог.
Что пишут в социальных сетях о состоянии украинских дорог – в нашем обзоре.