Для обычных граждан, местных жителей от смены формата ничего не изменится. Будет чувствоваться то, какие подзаконные нормативно-правовые акты будут приниматься и каким образом закон будет выполняться. Здесь скрыты как вызовы с угрозами, так и положительные моменты.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал политолог Олег Саакян, оценивая начало формата ООС на Донбассе вместо АТО.
«С точки зрения государства, сам режим меняет уже многое. Мы наконец-то уходим от прикрытия АТО, чтобы не называть войну войной. К сожалению, мы не пришли к тому, чтобы все назвать своими именами, но режим по отражению внешней агрессии уже намного лучше в плане определения подходит к реалиям на Донбассе, чем АТО», – отметил Саакян.
По его словам, это важно для синхронизации правовой базы и консолидации общества.
«К сожалению, отказ от однозначных ответов на ситуацию, которая при этом в сознании людей однозначна, привел к когнитивному диссонансу людей. Все стало работать не на консолидацию против врага, а на дезориентацию украинцев в отношении агрессии РФ. Речь о том, что мы называли террористами оккупантов, а оккупантами – зеленых человечков», – уточнил эксперт.
Кроме того, операция Объединенных сил важна с точки зрения ответственности, добавил он.
«Происходит оптимизация военно-административного управления. Наконец-то будет не пять-шесть силовых ведомств, которые работают в зоне боевых действий, а один штаб, который несет ответственность за деятельность всех силовых структур. В данном случае переложить ответственность с одной структуры на другую уже не получится», – пояснил Саакян.
Он акцентировал, что четыре года ничего не происходило из-за множества факторов, начиная с неэффективной работы госаппарата в целом.
«У нас одна бумажка проходит тысячи кабинетов и потом после волокиты все равно где-то теряется. Не было никакой разницы – это ВГА на Донбассе или Кабмин. Однако военная ситуация предполагает, что те вещи, которые в мирное время могут быть, скажем, просто неправильными, во времена боевых действий просто недопустимы», – подчеркнул политолог.
На его взгляд, момент ответственности – один из позитивов нового режима.
«С точки зрения нарушения прав человека, есть риски. Но их минимизация или возведение в норму уже будет происходить на уровне подзаконных актов. Даже идеальный закон можно исказить на этапе выполнения», – резюмировал Олег Саакян.
По данным «Слова и Дела», четыре года назад Петр Порошенко пообещал, что антитеррористическая операция продлится несколько часов.
30 апреля 2018 года на Донбассе официально завершился режим АТО, вместо которого ввели ООС.