В ПАСЕ признали Донбасс оккупированным РФ. Фактически, чтобы добиться официального признания на международном уровне российского вторжения на Донбасс, понадобилось четыре года войны.
Об этом в эксклюзивном материале «Уйти нельзя остаться. Какие преимущества дает решение ПАСЕ по Донбассу» для «Слова и Дела» рассказал журналист, военный эксперт Денис Попович.
Попович напомнил о заявлении главы украинской делегации в ПАСЕ Владимира Арьева о том, что доклад «О чрезвычайном положении и отступлении от конвенции о правах человека» был принят с важной поправкой от Украины.
«Ассамблея проголосовала за фактическое признание оккупации (действительного контроля) части Донбасса Россией! Сказкам о шахтерах и трактористах из военторга наступил конец и в международных документах», – привел эксперт слова нардепа.
Также журналист отметил, что еще один украинский делегат в ПАСЕ Алексей Гончаренко пояснил, что теперь оккупированная территория Донбасса описана в решении ПАСЕ не как non-government controlled territories (неконтролируемые правительством территории), а как territories under effective control by the Russian Federation (территории, контролируемые Россией).
По его мнению, в политической плоскости это решение важное. Самым главным достижением действительно является то, что сказкам российской пропаганды о военторге, «их там нет», восставших шахтерах, трактористах и «гражданском конфликте» в Украине перестали верить уже на международном уровне.
Он также напомнил, что после решения ПАСЕ Кремль теряет определенные козыри, в частности относительно социальных выплат гражданам, которые остались на территории ОРДЛО.
Эксперт добавил, что именно из-за агрессии против Украины делегация РФ лишена права голоса в ПАСЕ.
Логичным является вопрос, почему на то, чтобы признать на международном уровне оккупацию Донбасса, понадобилось 4 года, отметил журналист.
На его взгляд, частично в таком промедлении виновата сама Украина, поскольку принять закон о реинтеграции удалось лишь в январе 2018 года.
«Именно в законе прописано, что РФ несет ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный Украине, органам власти и местного самоуправления, физическим и юридическим лицам. А временно оккупированными названы те районы Донецкой и Луганской областей, которые контролируются вооруженными формированиями и оккупационной администрацией страны-агрессора», – уточнил Попович.
Украина сначала сама должна была назвать вещи своими именами, а уж потом требовать этого от международных структур, акцентировал эксперт.
По его словам, в данной ситуации у РФ есть два выхода. Суть первого в том, чтобы признать «Л/ДНР» или даже попытаться присоединить ОРДЛО по крымскому варианту. Однако за этим могут последовать санкции, которые будут мощнее тех, которые уже и так обвалили российский фондовый рынок 9 апреля.
«Второй вариант – уйти с Донбасса и удовлетворить финансовые претензии Украины за разрушенный Донбасс после войны, то есть признать поражение. Но на это Кремль не пойдет», – пояснил журналист.
На практике решение ПАСЕ лишь усилит позиции Украины и ее союзников в изнурительных переговорах о том, на каких условиях вводить на Донбасс миротворцев.
«Смысл усиления в том, что РФ на международном уровне больше не сможет оставаться «над схваткой» в украинском вопросе. «Л/ДНР» выводятся из игры и не смогут стать даже участниками переговорного процесса. Теперь второй стороной переговоров по деоккупации Донбасса является РФ», – резюмировал Денис Попович.
Подробнее – в материале «Уйти нельзя остаться. Какие преимущества дает решение ПАСЕ по Донбассу».