Мечта Путина: что приготовили в Кремле для Донбасса

Денис Поповичжурналист

Американский еженедельный журнал Time в своем недавнем выпуске сообщил, что президент РФ Владимир Путин во время своего нового срока хотел бы урегулировать проблему Донбасса. Он готов передать оккупированные районы под контроль временной международной администрации. Для Украины это означает так называемый «боснийский» или «косовский» вариант разрешения конфликта, который совершенно не учитывает интересов нашей страны.

По информации Time, президент РФ Владимир Путин в свой следующий срок готов выступить «миротворцем» и способствовать урегулированию конфликта на Донбассе. Со ссылкой на источники в МИДе России издание сообщило, что Путин может отдать Донбасс «под контроль временной администрации, как это было в Боснии и Герцеговине или в Косово».

Особо отмечается, что на «уступки» по Крыму Путин идти не готов. Якобы высокий уровень его поддержки на полуострове по время недавних президентских выборов (свыше 90%), говорит о правильности выбранного курса, а значит, ничего менять не нужно.

В Украине любят говорить только о «хорватском варианте» решения конфликта на Донбассе, в рамках которого выделяют молниеносную войсковую операцию «Буря», приведшую к фактической ликвидации сепаратистского анклава Сербская Краина, созданного на территории Хорватии. Однако в истории югославских войн были и другие сценарии, которые куда менее приемлемы для Украины. «Боснийский» и «косовский» – один из них.

Война в Боснии, разгоревшаяся весной 1992 года, стала одним из конфликтов, которыми сопровождался распад Большой Югославии (СФРЮ). В нем участвовали сербы, боснийские мусульмане и хорваты. Это был жестокий конфликт, сопровождавшийся обстрелами мирных городов, а также этническими чистками. Гражданская война была прекращена в конце 1995 года подписанием Дейтонских соглашений. Как отметила эксперт Центра исследований проблем гражданского общества Мария Кучеренко, решение, которое было принято по Боснии и Герцеговине (БиГ), «создало крайне громоздкую структуру, плохо поддающуюся управлению». «Это все та же история о федерализации, которая остается сокровенной мечтой Путина в отношении Украины», – уточнила эксперт по вопросам Балкан.

На сегодня БиГ состоит из Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. В свою очередь Федерация Боснии и Герцеговины образовалась в результате подписания Вашингтонских соглашений 1994 года. Эти соглашения объединяли территории, находившиеся под контролем противоборствующих боснийских и хорватских вооруженных формирований. При этом Федерация была разделена на 10 кантонов, чтобы предотвратить господство одной этнической группы над другой. В составе современной БиГ есть также округ Брчко, который формально принадлежит как Федерации, так и Республике Сербской, но фактически ими не контролируется. Реально округом Брчко управляет американский дипломат Брюс Бертон.

Не менее сложная ситуация и с Косово. Серьезные противоречия между сербским и албанским населением Косово сопровождались столкновениями еще во времена существования СФРЮ. А после распада Большой Югославии в регионе разгорелась война. С одной стороны, в ней участвовали сербская милиция и Югославская народная армия, а с другой – так называемая Армия освобождения Косово (АОК), представлявшая собой албанскую организацию, боровшуюся за моноэтничность и независимость Косово. Этот конфликт также сопровождался кровавыми этническими чистками. В 1999 году в войну вмешалась НАТО, после чего в Косово была развернута миссия ООН и введен многонациональный миротворческий контингент НАТО KFOR. В состав этого контингента входят и украинские военнослужащие.

В феврале 2008 года парламент Косово провозгласил независимость края. При этом сербы по-прежнему считают эту территорию своей, ведь согласно конституции Сербии, Косово является частью этой страны как Автономный край Косово и Метохия. На сегодня Косово является лишь частично признанным в мире государством. В частности, Украина не признает независимости Косово. Естественно, независимость Косово не признает и Сербия.

По словам Марии Кучеренко, вчерашние лидеры АОК сейчас являются политическими лидерами Косово. К примеру, один из видных полевых командиров АОК Рамуш Харадинай является премьер-министром Республики Косово. При этом, как отметила эксперт, за поддержание безопасности в регионе и реальное недопущение столкновений сторон на межэтнической и религиозной почве отвечает KFOR. «Апеллируя к «косовскому сценарию», Путин, очевидно, подразумевает именно роль ООН как стороны, позволяющей легализовать квазигосударственное образование, а вовсе не введение миротворцев под командованием НАТО», – пояснила Кучеренко.

Она также отметила, что в случае с Боснией и Герцеговиной и Косово «имели место серьезнейшие межэтнические конфликты, содержащие, к тому же, религиозный компонент». «Но российско-украинская война не является ни межконфессиональным, ни межэтническим, ни гражданским конфликтом, и попытки переносить подходы к урегулированию на Балканах на украинскую почву обречены на провал», – подчеркнула Кучеренко. По ее словам, если рассматривать пример Косово, то введение международных администраций не принесло урегулирования. Роль миссии UNMIK, которая, согласно резолюции Совбеза ООН №1244, вводилась для установления самоуправления в Косово, трансформировалась в постепенную передачу полномочий «косовским властям».

И все же исходя из логики Путина боснийско-косовский «винегрет» вполне применим к ситуации в Украине. В случае реализации Минских соглашений и проведения местных выборов в ОРДЛО вчерашний боевик «ДНР» Александр Захарченко подобно Рамушу Харадинаю вполне может получить легальную политическую должность. При этом сами ОРДЛО превратятся в такой себе аналог округа Брчко, который формально будет принадлежать Украине, но в реальности управляться третьей стороной. Но такой сценарий развития событий очень трудно назвать «уступкой». Он совершенно не соответствует национальным интересам Украины и не будет принят украинским обществом.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО