Еще в 2016 году министр инфраструктуры Владимир Омелян обещал, что Ryanair, одна из крупнейших бюджетных авиакомпаний Европы, выйдет на украинский рынок в 2017 году. Но тогда министру не удалось выполнить свое обещание. Ирландский лоукостер обвинил аэропорт «Борисполь» в невыполнении соглашений, которые были достигнуты с профильным ведомством. Более того, в авиакомпании посчитали, что руководство «Борисполя» действует в интересах авиакомпаний с высокими тарифами, в частности МАУ. 23 марта 2018 года, после почти двухлетней неопределенности, Ryanair официально вышел на украинский авиарынок. Президент Украины Петр Порошенко объявил, что авиакомпания откроет 10 направлений из Киева и 5 направлений из Львова в Европу. Самые дешевые билеты будут стоить от 10 евро, а средняя стоимость билета для украинцев будет ниже 40 евро.
«Слово и Дело» решило разобраться, как удалось добиться выхода Ryanair и разрешить спорные моменты с «Борисполем», что будет с ценами и измениться ли авиарынок с приходом лоукостера.
Глава совета общественной организации «Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры» Владимир Наумов предположил, что удалось подписать договор, который удовлетворил все стороны.
По его словам, те условия, которые были заложены на первоначальном этапе, действительно могли привести к убыткам «Борисполя», что, безусловно, было не в интересах аэропорта.
«Естественно, «Борисполь» тогда не пошел навстречу и не подписал договор с лоукостером. Ryanair – довольно жесткие переговорщики. Но сейчас, скорее всего, авиакомпании, присутствующие на данном рынке, нашли единую концепцию, которая устроила всех. Во-первых, видимо, сыграло то, что были снижены сборы. Был приказ об изменении аэропортовых сборов в ГП «Международный аэропорт «Борисполь». Во-вторых, в связи с приходом последних трех авиакомпаний и открытием новых рейсов у нас лоукостер понял, что если на рынок они не зайдут, то потеряют часть рынка», – отметил специалист.
Видимо стороны договорились о ставках, сборах, хотя пока сложно сказать, какие именно сборы будут снижаться, добавил он.
«Тем не менее то, что лоукостер уже в Украине, – это сугубо бизнесовый подход», – констатировал Наумов.
Что касается стоимости авиабилетов, то, по его словам, анонсированная ценовая политика вполне реальна.
«Озвученные цены вполне реальны, но на первом этапе. Все скидки зависят от количества перевезенных пассажиров. Нужно понимать, какой пассажиропоток прописан в контракте», – уточнил эксперт.
Он отметил, что все зависит от того, какие договоренности достигнуты между аэропортом и авиакомпанией, а также, на каких условиях будут предоставлять handling услуги.
«Если аэропорт готов принимать минимальные сборы, то это напрямую будет влиять на цены, на их уменьшение», – пояснил Наумов.
Специалист подчеркнул, что если лоукостер получил какие-то индивидуальные неконкурентные преференции, то другие участники рынка об этом обязательно скоро скажут.
«Бизнес – не благотворительная организация, поэтому вряд ли стоит ожидать большого количества акционных билетов, ведь даже в Ryanair средняя стоимость всех проданных билетов составляет более 40 евро. Но, конечно, на первом этапе возможен демпинг цен на авиабилет», – добавил он.
На его взгляд, в связи с приходом лоукост-компании рынок вряд ли сильно изменится.
«Вряд ли какие-то компании уйдут с рынка. Рынок авиации довольно устоявшийся и нормально развивается. Единственное, что изменится, – появиться альтернатива тем компаниям, которые уже летают. Ну и для Львова это, конечно, прекрасно. Это поднимет пассажиропоток, даст городу дополнительные налоги», – резюмировал Владимир Наумов.
Отметим, министр инфраструктуры Владимир Омелян пообещал, что в 2018 году Ryanair зайдет в 4 аэропорта Украины. Перечень обещаний министра – по ссылке.