НАТО официально признало курс Украины на получение полноценного членства в Альянсе. Таким образом, Альянс включил нашу страну в перечень Aspirant country. Это означает, что наша страна задекларировала свое желание стать членом Альянса, но формально.
Об этом в эксклюзивном материале «Снова аспирант. Станет ли Украина членом НАТО» для «Слова и Дела» рассказал журналист, военный эксперт Денис Попович.
Попович обратил внимание, что на официальном сайте НАТО в разделе, посвященном расширению Альянса, появилась информация о странах, задекларировавших свое стремление (aspirations) к членству в этой организацию.
«На данный момент четыре страны-партнера задекларировали свое стремление к членству в НАТО: Босния и Герцеговина, Грузия, бывшая югославская республика Македония, а также Украина», – цитирует сообщение эксперт.
По его словам, в объяснении ниже говорится, что страны, подтвердившие свои aspirations, приглашаются к интенсифицированному диалогу относительно членства в НАТО.
_«То есть для Украины это шанс вернуться к формату сотрудничества, который был принят еще 21 апреля 2005 года»», – констатировал он.
Журналист напомнил, что в 2005 году была проведена встреча Украина-НАТО на уровне глав МИД, и по ее результатам в НАТО начали с Киевом Интенсифицированный диалог по вопросам реформ и членства. Затем, по планам МИДа Украины, должно было последовать присоединение к Плану действий относительно членства в Альянсе (ПДЧ), продолжил специалист.
Как уточнил Попович, Украина пыталась получить ПДЧ 10 лет назад, в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте
«Решение принимают консенсусом, а интересы Украины на тот момент активно лоббировались Америкой. Однако это не помогло. Благодаря «усилиям» РФ предоставление Украине ПДЧ заблокировали Франция и Германия», – добавил эксперт.
Как пояснил специалист, ПДЧ – это конкретная прокрамма того, что нужно сделать кандидатам в члены НАТО.
По его словам, принцип «кандидатства» был внедрен после саммита Альянса в Вашингтоне в 1999 году.
«Формально ПДЧ не гарантирует членства, но страны, которые присоединялись к этому плану, рано или поздно вступали в НАТО. Это касается, например, Латвии, Литвы, Эстонии, Болгарии, Румынии, Словении и Словакии, присоединившихся к НАТО в 2004 году, а также Хорватии и Албании, получивших приглашения на том же бухарестском саммите», – отметил он.
В связи с этим становится понятным поведение РФ, ведь в Кремле крайне возмущены евроатлантическими устремлениями Украины, продолжил эксперт.
Журналист обратил внимание, что жертвой РФ в 2008 году стала Грузия, которая также хотела получить ПДЧ в Бухаресте.
«Спустя какие-то четыре месяца после исторического саммита в августе 2008 года разразилась грузино-российская война, в результате которой Грузия потеряла Абхазию и Южную Осетию», – напомнил он.
Македония «висит» на стадии кандидатства, хотя на членство там рассчитывали в 2008 году, подчеркнул эксперт.
«Тогда этому помешало вето Греции. По мнению Афин, конституционное название государства – Республика Македония – создает основания для территориальных претензий к самой Греции, одна из провинций которой также называется Македония. Это противоречие не устранено до сих пор», – акцентировал Попович.
По его мнению, в 2008 году вообще был лишь один положительный итог бухарестского саммита.
«Это официальное заверение в том, что наша страна станет членом Альянса. Тогда это расценили как хороший сигнал по поводу будущего членства, но история распорядилась иначе. В 2010 году Киев сам отказался от евроатлантических перспектив. ВР приняла внесенный Януковичем закон «Об основах внутренней и внешней политики», – напомнил Попович.
По его словам, документ фактически определил «внеблоковость» нашей страны.
«Этот закон был отменен в декабре 2014 года, после аннексии Крыма и вторжения на Донбасс, а в июне 2017 года ВР снова сделала вступление в НАТО главным внешнеполитическим приоритетом Украины», – добавил специалист.
На его взгляд, заявление президента о том, что следующая цель Украины – это получение ПДЧ, является подтверждением того, что мы снова становимся на тот путь, который уже пытались пройти в 2005-2008 годах.
Главный плюс от статуса аспиранта в том, что теперь нам открыт путь к получению ПДЧ, то есть это перспектива и членства в Альянсе, уточнил он.
«Второй плюс – «имиджевый». Особенно если учесть угрозы Венгрии, которая блокировала евроатлантический курс Украины», – отметил Попович.
Эксперт пояснил, что пока что это лишь теория, а на практике все выглядит гораздо сложнее, поскольку никуда не делся российский фактор, который помешал нам получить ПДЧ в 2008 году, более того, он воплотился в аннексию Крыма и войну на Донбассе.
«Кроме того, на вашингтонском саммите 1999 года были выдвинуты критерии для стран-кандидатов. Одним из них является решение всех международных споров, а также политических, этнических и территориальных конфликтов мирными методами и в соответствии с принципами ОБСЕ. Поэтому можно не сомневаться в том, что российско-украинский конфликт станет главным препятствием на нашем пути в Альянс. Это не считая всех остальных проблем Украины, о которых не устают повторять зарубежные партнеры», – добавил он.
Кроме того, эксперт обратил внимание, что пока в НАТО также не готовы принять Украину.
«В 2016 году участники Альянса согласились предоставить Киеву максимальную политическую и практическую помощь в проведении реформ, но без конкретных обещаний членства», – напомнил журеалист.
На его взгляд, в нынешней геополитической реальности перспективы Украины стать членом НАТО или хотя бы получить ПДЧ можно сравнить с перспективами киевского «Динамо» когда-нибудь выиграть Лигу чемпионов.
«Теоретически возможно все, практически – есть нюансы. Но никто не говорит о том, что неблагоприятные обстоятельства нельзя изменить», – резюмировал Денис Попович.
Подробнее читайте в материале «Снова аспирант. Станет ли Украина членом НАТО».