За обещания в ответе: кризис депутатского корупуса и политические торги

Петр Охотинполиттехнолог

Одна из отличительных черт украинской политики – обещания слуг народа, а точнее их количество. Чтобы выглядеть лучшими перед своим избирателем, политики часто обещают «решить все» и «наказать всех». Однако обещать воздушные замки оказывается для политиков куда проще, чем сделать что-либо. Так, например, в РПЛ часто критикуют Ульяну Супрун, а в «Оппоблоке» недовольны руководством НБУ, однако Супрун так и остается в статусе и. о., а увольнение Гонтаревой уже затянулось почти на год. Более того, девять парламентариев VIII созыва не отправили вообще ни одного депутатского запроса за всю каденцию.

Почему некоторые нардепы за всю каденцию так и не проявили себя и стоит ли установить определенные квоты для парламентариев?

Депутатский кризис

Политолог Петр Охотин отметил, что закон не обязывает депутатов направлять какое-либо количество запросов.

«Некоторые депутаты или отдельная группа действительно могут мощно работать. Многие делают депутатские отчеты, потом, конечно, хвастаясь тем, как много они сделали. Очевидно, те, кто не делает обращений, запросов и очень часто является прогульщиком, скорее всего, просто относятся к той категории, кто пришел в политику просто защищать свой бизнес. Возможно, просто ошиблись дверью, избравшись в парламент», – добавил он.

На его взгляд, это ситуация, где простое введение квоты, то есть определенного количества, не решит проблему.

«Скорее наоборот. Получится так, что технические работники аппарата депутатов будут делать определенное нужное количество. Чтобы не повторилось так, когда штамповали определенное количество продукции, ибо были нормы, но большая ее часть была бракованная», – подчеркнул политолог.

Лучше вообще, чтобы не было никаких запросов и обращений, чем они будут делаться только для количества, уточнил эксперт.

Коллективная ответственность

По его словам, это вопрос также и к избирателям.

«Почему избиратели голосуют за тех депутатов, которые появляются в округе только перед выборами и не отстаивают их интересов постоянно?», – отметил он.

Этот вопрос заключается в том, что значительно упал уровень жизни, обычную депутатскую работу люди не видят как некий бонус, привилегию для себя. В депутате хотят видеть барина, определенного помещика, который может дать подарок к праздникам, решить какие-то проблемы, а под выборы – еще и дать денег за правильный голос.

Критика, как элемент торга

«Выступления с трибун часто являются определенной валютой, с помощью которой депутаты увеличивают свою капитализацию. То есть чем ярче, чем больше они выступают, обещают, тем больше будет стоить то, чтобы с ними договаривались не только на законных основаниях», – пояснил Охотин.

По его убеждению, это лишь способ набить цену в политических торгах.

«Именно с этим, наверное, связана критика Супрун. Она проводит реформы в области охраны здоровья. Результаты ее непонятны для многих. Так же и Гонтарева является удобной мишенью, как и любой другой глава НБУ. Ведь именно на регулятора вешают вопрос валютного курса, спекуляций с курсом. Запрос, который требует судебного разбирательства, уже предполагает, что судебную ветвь власти заставят возбудить уголовные производства, а таким образом нарушится система договоренностей», – акцентировал он.

«Поэтому реально у нас очень часто депутаты боятся ставить точку в конце предложения, чтобы оставить процесс в информационной среде и не переводить его в юридическую плоскость», – резюмировал Петр Охотин.

Кто из нардепов не отправил ни одного запроса – в нашем обзоре.

Как нардепы выполняют свои обещания относительно депутатских запросов и обращений – по ссылке.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО