Введение второго уровня системы пенсионного страхования с условием обязательного участия исключительно граждан, которым на дату введения не исполнилось 35 лет, будет иметь дополнительные риски функционирования системы в целом. В частности, существует колоссальный риск национализации системы.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказала глава Института гражданских свобод Галина Третьякова, оценивая пенсионную реформу.
Проблемная реформа
«Дело в том, что важным фактором является то, что средства, выплаты которых отложены во времени на период, не менее 25 лет будут «лакомым кусочком для латания дыр» в солидарной системе пенсионного обеспечения. А она требует постоянных дотаций из государственного бюджета», – отметила Третьякова.
Опыт других стран является тому подтверждением, например, Венгрии и Польши, добавила эксперт.
«Вместе с тем введение второго уровня ввиду того, что его функционирование первые 25 лет будет осуществляться в форме исключительно накоплений и отсрочки запуска системы выплат на 25 лет, в течение которых будут осуществляться обязательные накопления, несет дополнительные риски. В частности, для появления на втором уровне недобросовестных участников из-за создания неких «поощрений» в виде запуска системы, когда выполнение обязательств, по сути, переносится на 25 лет», – пояснила она.
Так, при наличии соответствующего возрастного критерия возможны структурные недостатки системы второго уровня на этапе выплат, обратила внимание Третьякова.
На ее взгляд, решение возможных проблем при таких обстоятельствах будет происходить на заметных суммах накопленных средств. Это будет ощутимо для устойчивости системы и успешности общей идеи об обязательности «откладывания на старость».
«Однако в случае, когда второй уровень системы пенсионного страхования вводится без возрастных ограничений, диагностика этапа выплат будет происходить на небольших суммах накопленных средств. Это будет способствовать предотвращению массовых банкротств, социальных возмущений и снизит заинтересованность для недобросовестных игроков», – уточнила специалист.
Вопрос дискриминации
«С одной стороны, данная норма является полностью дискриминирующей по отношению к остальному трудоспособному населению, потому что именно категория населения в возрасте
35+, а особенно 45+, – наиболее мотивирована создавать пенсионные накопления», – отметила эксперт.
С другой стороны, меньшая стоимость рабочей силы в возрасте 35+ создаст дискриминацию для молодежи, подчеркнула она.
Влияние запуска второго уровня на развитие третьего уровня
По ее словам, параллельно с накопленными средствами в накопительной системе обеспечения человек сможет за счет собственных накоплений увеличить размер пенсии.
«Соответственно, сможет поднять коэффициент замещения, как это имеет место в передовых странах Европы, где такой коэффициент замещения составляет 0,5-0,6 и даже больше, но именно за счет 3 составляющих: солидарной системы, обязательного персонифицированного накопления и добровольного пенсионного страхования в негосударственных пенсионных фондах и страховых компаниях», – констатировала она.
Предотвращение коррупционных факторов
Подытоживая, специалист отметила, что следует учитывать высокую коррупционную составляющую в нашей стране.
«Следовательно, из-за отсутствия надлежащих законодательных норм об уголовной ответственности должностных лиц, владельцев финансовых компаний за финансовые преступления, такие как хищения, финансовые манипуляции, непрофессиональное управление, нельзя не учитывать то, что такие нарушения будут иметь место. Опять же, в значительно больших масштабах при условии привлечения только генерации моложе 35 лет, поскольку периоды выплат и поступлений разнесены во времени», – резюмировала Галина Третьякова.
Как известно, с 1 января 2019 года в Украине хотят ввести второй уровень пенсионной реформы – создавать личные накопительные счета для тех, кто в настоящее время будет моложе 35 лет.
По данным «Слова и Дела», министр социальной политики Андрей Рева обещает, что общий пенсионный возраст ни правительство, ни депутаты менять не будут.
Подробнее о недостатках и преимуществах пенсионной реформы – по ссылке.