«Антибандеровский» закон: на кого не действует и в чем особенности польского запрета

Петр Олещукполитический эксперт

Прежде всего следует понимать, что закон еще не принят, процедура довольно длительная, и говорить о документе как о данности пока рано.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал политолог Петр Олещук, оценивая инициативу с принятием «антибандеровского» закона в Польше.

«Даже в случае, если документ пройдет всю процедуру принятия, потому что еще должно быть одно голосование в Сейме, затем на уровне Сената, а затем должен свою подпись поставить президент, то согласно документу, ограничения не распространяются на выступления и другие формы заявлений, которые выполняются в рамках научной деятельности», – отметил Олещук.

То есть, если соответствующие заявления делают в рамках научных конференций, выступлений или лекций, закон на таких граждан и в такой форме не действует, уточнил он.

Справедливо отмечают и сами поляки, что в пределах Польши, по большому счету, соответствующими действиями никто не занимался, обратил внимание политолог.

«То есть против каких-то мыслей, которые отрицали преступления различных военных групп, в самой Польше никто и не возражал», – добавил он.

Кроме того, эксперт отметил, что законопроект определяет бандеровский национализм в качестве самого основного критерия для определения запрета, тогда как в Минюсте Польши считают это понятие бессмысленным.

«Как можно доказать, был ли кто-то именно бандеровским националистом? На основе какого критерия можно определить, кто является бандеровским националистом? Это если разве что кто-то заявит сам об этом, но вот только не припоминается, чтобы кто-то публично называл себя бандеровским националистом», – подчеркнул политолог.

Он предположил, что эти нюансы еще откроются в дальнейшем при рассмотрении законопроекта, поэтому есть большие сомнения, что в таком виде его примут.

«При этом следует понимать, что та же партия Kukiz'15, которая внесла закон, является даже по меркам Польши достаточно маргинальной политической силой. Это что-то вроде Радикальной партии Ляшко», – пояснил Олещук.

По его мнению, пока с выводами по закону не стоит торопиться, поскольку еще нет решения, а есть лишь политический процесс в польском парламенте.

«А политический процесс в польском парламенте не очень отличается в этом плане от украинского. Сколько у нас было заявлений и бессодержательных документов?», – продолжил он.

По его словам, польский закон вообще год пролежал из-за того, что сначала там был прописан не бандеровский, а украинский национализм, что вызвало большое сопротивление в Минюсте Польши.

«Тогда они заменили одно бессодержательное понятие на другое, еще менее конкретизированное и определенное», – констатировал эксперт.

По его убеждению, данная ситуация является продолжением внутреннеполитической ситуации в Польше и исключительно их разборками.

«Для украинцев все эти категории малопонятны. Но в Польше сейчас достаточно серьезное влияние правых, которые используют темы исторического прошлого для собственного политического пиара. Видимо, в этом контексте мы не так уж от них отличаемся. Соответствующие законопроекты для пиара у нас принимают так же охотно и в большом количестве», – резюмировал Петр Олещук.

Как известно, «антибандеровский» закон предусматривает штрафы и тюремный срок до 3 лет.

Добавим, в Министерстве иностранных дел Украины осудили принятие данного закона.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО