Законопроект об антикоррупционном суде: что предлагает президент

Роман Куйбидаэксперт по правовым реформам

Президентский законопроект скорее похож на инструкцию, как сделать орган подконтрольным власти.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал заместитель главы правления Центра политико-правовых реформ, юрист Роман Куйбида, оценивая президентский законопроект о создании антикоррупционного суда.

«Законопроект имеет ряд моментов, которые позволяют нивелировать рекомендации Венецианской комиссии. В частности, когда речь идет об отборе судей этого суда, то законопроектом предусмотрена фактически замена общественного совета добропорядочности на общественный совет международных экспертов, роль которых будет мизерной. Фактически, выводы этих экспертов можно будет легко проигнорировать, поскольку они будут преодолеваться Высшей квалификационной комиссией, как делалось раньше относительно общественного совета добропорядочности», – отметил Куйбида.

Международный элемент в этом процессе будет чисто номинальным, а не решающим, как рекомендовала Венецианская комиссия, подчеркнул специалист.

Кроме того, по его словам, предполагается, что кассационной инстанцией будет новый Верховный суд, по которому были и остаются серьезные претензии в вопросе отбора судей.

«В частности, относительно процедуры отбора судей в Высшую квалификационную комиссию, применения теста на лояльность, игнорирования выводов общественного совета добропорядочности», – добавил Куйбида.

Он уточнил, что даже если представить, что антикоррупционный суд будет независимым, то предусмотрена возможность влиять на решения по делам через Верховный суд как кассационную инстанцию.

«Правильно было бы установить, во-первых, решающую роль международных экспертов. Они должны были бы входить в орган, который будет осуществлять отбор, а не только давать заключения. Во-вторых, нужно также отобрать по этой процедуре судей Верховного суда, которые будут пересматривать дела в кассационной инстанции» – пояснил эксперт.

По его убеждению, в таком виде документ принят не будет.

«Законопроект не решает свою главную задачу – предусмотреть такую процедуру судей, на которую тяжело влиять властной элите. Документ выполняет абсолютно противоположную роль – каким образом получить контролируемый орган», – резюмировал Роман Куйбида.

Ранее сообщалось, что антикоррупционный суд в Украине начнет полноценную работу в 2019 году.

Напомним, еще в прошлом году министр юстиции Павел Петренко заявил, что в Украине планируют создать Высший антикоррупционный суд.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО