Оборона Донецкого аэропорта: два главных вывода из истории «киборгов»

Денис Поповичжурналист

В эти дни исполняется три года с начала наиболее напряженных событий, связанных с обороной Донецкого аэропорта. Сразу после начала 2015 года вокруг ДАП разгорелись самые ожесточенные бои. Они закончились тем, что защищавшие новый терминал аэропорта бойцы ВСУ были вынуждены покинуть объект из-за того, что он полностью разрушился. Героическая оборона ДАП завершилась 22 января 2015 года, а его защитников за стойкость начали называть «киборгами». Подвиг киборгов был показан в одноименном фильме, вышедшем на экраны украинских кинотеатров месяц назад.

Оборона Донецкого аэропорта продолжалась 242 дня и началась 26 мая 2014 года, когда боевики попытались захватить объект, обороняемый на тот момент подразделениями 3-го кировоградского полка спецназначения ВСУ, а также зенитчиками из 25-й бригады. Всего – около 80 украинских военнослужащих. Против них собрался отряд боевиков, численностью порядка 120 человек. Он формировался на территории России из наемников, имеющих боевой опыт Афганистана, Приднестровья, Нагорного Карабаха, а также двух чеченских кампаний. В состав отряда поступили также боевики из Крыма. Украинские бойцы такого боевого опыта не имели.

Переправившись на территорию Украины и оказавшись в Донецке, отряд поступил под командование бывшего руководителя донецкой «Альфы» и основателя сепаратистского бандформирования «Восток» Александра Ходаковского. В его распоряжении находились еще около 30 наемников-кадыровцев и почти столько же боевиков из бандформирования «Оплот». Таким образом, сводный отряд боевиков по своей численности вдвое превышал защитников аэропорта.

Именно Ходаковский и спланировал операцию по захвату ДАП 26 мая 2014 года. Его замысел имел один большой недостаток, поскольку опирался на якобы существующие договоренности с украинскими силовиками о том, что те сдадут объект без боя. Противник также рассчитывал, что украинская сторона не захочет разрушать аэропорт, реконструкция которого к Евро-2012 обошлась в сотни миллионов долларов. Однако никто с террористами договариваться не собирался да и аэропорт сдавать было нельзя, иначе боевики могли бы использовать его для оперативной переброски подкреплений из России.

Вызвав на помощь авиацию, украинские бойцы выиграли первый бой за аэропорт, нанеся противнику большой урон. После этого боя Донецкий аэропорт почти исчез из сводок, чтобы снова появиться осенью 2014 года как арена наиболее ожесточенных и кровопролитных боев. Защитников аэропорта, отражающих настойчивые попытки боевиков захватить объект, за железную стойкость назвали «киборгами».

Их подвиг был показан в одноименном фильме «Киборги», который вышел на экраны украинских кинотеатров в начале декабря. Большинство героев фильма из числа украинских военных представляют собой собирательные образы людей, имеющих различные убеждения, но объединившихся вокруг необходимости защищать Родину в самой горячей точке войны. Однако есть в фильме и реальные персонажи, в частности появившийся в самом конце командир роты 5-го отдельного батальона добровольческого украинского корпуса «Правый сектор» Андрей Шараскин («Богема»). До войны Андрей Шараскин являлся театральным режиссером (за что и получил свой позывной), а во время войны был даже вынужден руководить обороной ДАП.

В фильме «Киборги» защитники ДАП ожидают прибытия мощного оружия из России – тяжелой огнеметной системы залпового огня (ТОС) «Буратино». Она стреляет зажигательными или термобарическими боеприпасами, способными выжигать все живое на площади до 40 тысяч квадратных метров. С помощью этой машины боевики рассчитывали расправиться со стойкими защитниками аэропорта. В свое время в беседе с автором этих строк Шараскин расскзал, что защитники ДАП действительно ожидали прибытия ТОС «Буратино», а также мощных реактивных систем залпового огня «Смерч». Этот «подарок», согласно данным разведки, ожидался 7 октября 2014 года, как раз ко дню рождения президента РФ Владимира Путина.

Отдавая приказ «зачистить» аэропорт, российское командование использовало местных боевиков как «пушечное мясо». Этот эпизод также отражен в фильме, когда снайпер наемников убивает захваченного в плен дончанина, которого командир киборгов отпустил на свободу. В реальности также были показательные ситуации. Один из киборгов, боец 79-й отдельной аэромобильной бригады по имени Сергей, рассказывал автору этих строк, что противник пытался попасть в новый терминал аэропорта через тоннель, который вел в подвал здания. Однако украинские бойцы заминировали вход в подвал и взорвали его. Боевиков засыпало. По словам украинского бойца, еще спустя неделю после этого случая из подвала слышались крики, однако «сослуживцы» так и не помогли погребенным заживо боевикам.

Впоследствии, по словам Сергея, боевики все же разобрали завал и через него проникли в подвал нового терминала, взорвав там опоры, удерживающие все здание. Сооружение рухнуло, вынудив киборгов уйти оттуда. 22 января 2015 года героическая эпопея закончилась. Киборги выстояли, не выстоял бетон.

Оборона ДАП имела как военное (украинское командование рассматривало аэропорт как плацдарм для возможного наступления на Донецк), так и морально-психологическое значение как раз из-за стойкости его защитников. Разрушив новый терминал, который, кстати, совершенно не предназначался для долговременной обороны, а наоборот, был спроектирован таким образом, чтобы как можно быстрее покинуть его в случае опасности, боевики стратегически ничего не добились. Украинская армия по-прежнему контролирует ключевые позиции в окрестностях аэропорта – в Песках, Авдеевке и Опытном, а это значит, что противник в Донецке не может чувствовать себя в безопасности.

Упорная оборона ДАП стала символом героизма и воинской славы уже новой украинской армии. Именно на этих примерах и следует воспитывать подрастающее поколение. А фильм «Киборги», рассказывающий только о нескольких эпизодах обороны аэропорта, должен положить начало целой серии фильмов о героях развязанной против Украины войны.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО