В четверг, 2 ноября, СБУ обнародовала новые данные о российской частной военной компании (ЧВК) «Вагнера», которая в 2014-2015 годах действовала на Донбассе, а теперь воюет в Сирии. Судя по данным СБУ, это и есть те самые «ихтамнеты», на которых возложена вся тяжесть сухопутной войны в Сирии и которые причастны к самым громким военным преступлениям на территории Украины.
О частной военной компании (ЧВК) «Вагнера» ранее подробно рассказали представители международного волонтерского разведывательного сообщества InformNapalm. Это самая известная частная военная компания, действовавшая на территории Украины, хотя, по данным волонтеров, у нас в стране «засветилось» не менее 7 российских ЧВК. Основателем данной структуры является подполковник псковской бригады спецназа ГРУ Минобороны России Дмитрий Уткин. После увольнения Уткин повоевал в Сирии, в составе так называемой «Славянской бригады». Едва не попав в 2013 году в окружение, он был вынужден вернуться в Россию.
В 2014 году Уткин отправился в нашу страну во главе собственной группы наемников, ставшей известной как «группа Вагнера». Это был позывной самого Уткина, который он взял себе якобы из-за приверженности к нацистской идеологии (считается, что Рихард Вагнер был любимым композитором Адольфа Гитлера).
Сейчас ЧВК «Вагнера» является закрытой военной организацией, имеющей свой полигон в Краснодарском крае. Как заявил 2 ноября начальник аппарата руководителя Службы безопасности Украины Игорь Гуськов, будущих «сотрудников» компания вербует, в том числе, и в местах лишения свободы. При этом кандидаты обязательно должны иметь боевой опыт. «Подбираются люди, которые имеют военную подготовку, с уголовным прошлым, причем речь не идет о хищениях мелкого имущества и кражах. Речь идет о тяжких преступлениях», – сказал Гуськов.
В качестве примера он назвал имена некоторых наемников ЧВК «Вагнера» – Александр Кузнецов, Ришат Байкин, Валентин Калнынь. Все они ранее были осуждены за тяжкие преступления: похищение, грабеж, изнасилование, изготовление и сбыт наркотиков на территории воинских частей.
К слову, среди российских наемников в Сирии, о деятельности которых речь пойдет чуть ниже, был замечен и российский неонацист Алексей Мильчаков. В России он отличился тем, что истязал щенков, снимая эти сцены на видео, а в Украине Мильчаков глумился над украинскими военнопленными из добровольческого батальона «Айдар». Жестокое обращение с теми, кто уже не способен оказать им сопротивление, вообще характерно для некоторых «вагнеровцев». По данным СБУ, в Сирии наемники издевались над местными жителями, добивая пленных.
На территории Украины «вагнеровцы» действовали с 29 мая 2014 года. В СБУ утверждают, что именно наемники Уткина причастны к уничтожению военно-транспортного самолета ИЛ-76 14 июня 2014 года над Луганском. В результате этого погибли 49 украинских военнослужащих. Приказ сбить Ил-76 отдал лично Уткин, а непосредственными исполнителями являлись стрелок-зенитчик Андрей Гуралев и старший стрелок-зенитчик Андрей Лебедев. Об этой «операции» свидетельствует извлечение из отчетного документа ЧВК «Вагнера» для российского Генштаба, о котором упоминают в СБУ: «13 июня 2014 года, группой «В» уничтожен тяжелый военно-транспортный самолет ИЛ-76 с вражеским десантом, что не дало украинским войскам возможности завести на территорию ЛНР группировку войск в необходимом количестве».
В дальнейшем «вагнеровцы» засветились во время штурма Луганского аэропорта в 2014 году и под Дебальцево в 2015 году. По данным СБУ, во время штурма Луганского аэропорта погибли 15 наемников, а под Дебальцево – 21. Также, по некоторым данным, именно «вагнеровцы», действуя в интересах главаря «ЛНР» Игоря Плотницкого, 1 января 2015 года ликвидировали его политического конкурента – полевого командира боевиков Александра Беднова («Бэтмен»). Ликвидация Беднова, к слову, открыла счет убийствам видных главарей боевиков – Алексея Мозгового, Павла Дремова, Арсена Павлова («Моторолы») и Михаила Толстых («Гиви»).
В августе 2015 года ЧВК «Вагнера» была переброшена в Сирию. По данным СБУ, общая численность его подразделений в Сирии на сегодняшний день составляет около 5 тысяч человек, при этом СБУ располагает персональными списками на 1587 человек.
В отличие от Украины, в Сирии Россия воюет официально, однако президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что в Сирию переброшена только российская авиагруппа – в наземных операциях российские военнослужащие не участвуют. Ранее «Слово и Дело» пыталось подсчитать, сколько именно российских военнослужащих погибли в Сирии. По состоянию на середину сентября получилось около 50 человек, но речь шла только об официально признанных потерях.
А вот потери среди «вагнеровцев» в официальных сводках Минобороны РФ не проходят, из-за законодательной неурегулированности деятельности ЧВК на территории РФ. Будучи по факту военными, официально сотрудники частных военных компаний не относятся к структурам Минобороны. Это позволяет российской стороне утверждать, что военнослужащие РФ не принимают участие в наземных боевых действиях на территории Сирии, хотя «вагнеровцы» несут в боях с ИГИЛ серьезные потери.
По данным СБУ, в Сирии погибли 67 наемников. Однако реальные цифры намного больше. На прошлой неделе агентство «Рейтер» опубликовало копию справки о смерти некоего Сергея Поддубного, выданного консульским отделом посольства РФ в Сирии под номером 131. Как отмечают журналисты, по существующей в российских учреждениях процедуре, нумерация таких документов начинается с начала календарного года и ведется последовательно, таким образом, что номер каждой справки соответствует числу умерших. А поскольку справка о смерти Поддубного (российский гражданин умер от «обугливания тела», что выдает факт его участия в боевых действиях) выдана 4 октября, это говорит о том, что только за январь-сентябрь 2017 года в Сирии погиб, как минимум, 131 россиянин.
Совершенно не обязательно, что все погибшие – наемники из ЧВК «Вагнера». Но, скорее всего, реальное количество погибших россиян – еще большее, ведь далеко не все трупы снабжаются сопроводительными документами, а некоторые и вовсе могут не покидать территорию Сирии.
Таким образом, наемники из ЧВК «Вагнера» и других аналогичных структур и есть те самые российские «ихтамнеты», с помощью которых РФ негласно решает свои проблемы за рубежом. Этих людей невозможно привлечь к ответственности за военные преступления и невозможно доказать, что они являются российскими военными, хотя по факту так оно и есть. С другой стороны, использование ЧВК в качестве линейных пехотных подразделений – это российское «ноу-хау». Во всем мире сотрудники частных военных компаний – это опытнейшие специалисты узкого профиля, которых принято использовать в качестве инструкторов, военных советников либо охранников для важных персон.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»