Санкции против России: когда ждать эффекта

Александр Радчукполитолог

В 2017 году большинство стран ЕС, Канада, США, Австралия и Новая Зеландия поддержали продление экономических санкций против России. Причина очевидна – отсутствие прогресса в решении конфликта на востоке Украины и аннексия Крыма. Некоторые сомнения относительно возможности изменения такого вектора появились после того, как президентом США стал Дональд Трамп. И действительно: возможности продления или ослабления санкционной петли обсуждаются политиками и правительствами стран ежегодно. На данный момент сомнений нет: пока у Украины больше партнеров, чем врагов, в данном вопросе. Однако действительно ли санкции такие действенные?

Летом этого года Конгресс США поддержал законопроект «Противодействие противникам Америки путем введения санкций», в котором усилил экономические ограничения в отношении России и поддержал суверенитет и территориальную целостность Украины. В документе также заложили норму, которая исключает решения вопроса по ослаблению санкций единоличным решением президента США. То есть главе государства нужно согласовывать такие действия с Конгрессом.

Позже Дональд Трамп таки подписал этот документ. Правда, в Минфине США сообщили о том, что санкции вступят в силу с 28 ноября. Ряд сенаторов заявили, что администрация Белого дома саботирует выполнение законодательных норм о введении санкций. Но вряд ли процесс можно будет хоть как-то заблокировать: антироссийские санкции идут «в пакете» с ограничениями против Северной Кореи и Ирана.

Впрочем, вопрос эффективности ограничительных действий против экономики России не сходит с повестки дня. Просчитать запас прочности Кремля крайне трудно, ведь речь идет не только о чисто экономических факторах, но и об идеологической основе самой российской государственности. Экономисты отмечают: чтобы хоть немного заставить Россию уступить своим геополитическим амбициям, нынешний уровень санкций придется хранить не менее 10 лет.

В берлоге у медведя

Россия ни на минуту не останавливает собственное сопротивление, вводя зеркальные санкции в отношении Украины, ЕС и США. Летом российское правительство сообщил о продлении собственного пакета санкций до 31 декабря 2018 года. «Продлен с 1 января по 31 декабря 2018 запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского Союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Лихтенштейн», - говорится в сообщении на сайте правительства РФ.

Торговать Россия и ЕС действительно стали намного меньше. Так, например, в 2014-2015 годах экспорт товаров из ЕС в Россию сократился на 39,5%, а импорт – на 47,2%. В 2016-2017 годах тенденция углубилась. При этом для ЕС такие ограничения хоть и ощутимы, но не критичны, ведь доля России в общем экспорте ЕС до 2014 года составляла всего 5-6%, а в импорте – 12-13%.

По данным ООН, экономика России с 2014 года потеряла более 56 миллиардов долларов. Торговля действительно имела свой эффект на деловую активность в РФ, впрочем, это не слишком повлияло на изменение агрессивного внешнеполитического вектора Кремля. Сами российские экономисты указывают на то, что в количественном выражении ущерб от санкций можно оценить в 1-1,5 процентного пункта ВВП в год. Мол, на самом деле российский рынок капитала и промышленность в большей степени зависят от цен на энергоносители, чем от экономических ограничений.

С одной стороны, если анализировать приведенные выше цифры, потери России от санкций действительно пока не слишком существенны. Правда, во Всемирном банке считают иначе: по подсчетам их экспертов, прирост ВВП России в 2017 году состав в лучшем случае +1,7%, а в худшем – выйдет на нулевые показатели. А вот если проанализировать уровень ВВП в объемах, то ситуация действительно не выглядит слишком оптимистичной для россиян: в 2014 году ВВП составил 2,064 триллиона долларов, в 2015-м – уже 1,366 триллиона долларов, в 2016-м – 1,283 триллиона долларов. Фактически, за последние 3 года российская экономика сбросила обороты почти вдвое.

Непредсказуемая нефть

Но пока основной причиной таких потерь действительно является снижение цен на энергоресурсы – нефть и газ. Этого товара Россия экспортирует больше, поэтому и ее экономика испытывает какие-либо колебания цен на эти виды сырья.

С 2014 года на мировом рынке цена на нефть упала со 110 до 50 долларов за баррель. Конечно, кроме такого существенного снижения цены, добавились еще и секторальные ограничения, которые частично заставили иностранных инвесторов выйти из совместных с российскими компаниями проектов по добыче нефти и газа. Правда, пока именно снижение цены на нефть подействовало более существенно на российскую экономику. А вот санкции, наоборот, заставили мобилизоваться. В российском правительстве взяли курс на импортозамещение в технологиях добычи и реализации собственного сырья на внутренних рынках. Насколько эта стратегия окажется удачной – покажет время.

Детонатор уже работает?

Но сам детонатор, которые заложили санкции, – это уменьшение иностранных инвестиций в экономику России. Безусловно, это фактор длительного действия, его результаты можно будет оценить лишь через много лет, когда экономика начнет терять значительно быстрее из-за фактора технологической изоляции.

Динамика оттока иностранного капитала была крупнейшей в 2014-2015 годах. В 2016 году зафиксирован рекордно низкий за последние 10 лет уровень прямых иностранных инвестиций в российскую экономику – около 5 миллиардов долларов. Для сравнения: в 2013 году эта цифра составляла более 69,2 миллиарда долларов, в первом «санкционном» 2014 году – 22 миллиарда долларов.

И хотя эффект на экономику России от внедрения санкций ощутимый, не стоит забывать, что мощности нашего северного соседа сопоставимы со странами «Большой семерки». Россия должна была войти в клуб самых развитых стран мира уже к 2014 году: в июне должен был состояться саммит уже «Большой восьмерки» в Сочи. Он был отменен именно из-за агрессии России и аннексии Крыма.

Конечно, экономические санкции – это одна из немногих реальных мер солидарности международного сообщества с Украиной в борьбе с агрессией России. Впрочем, именно украинцам и нынешнему руководству государства нужно сделать больше выводов по поводу подобных действий: чтобы защитить свой суверенитет, нужно быть подготовленной и экономически мощной страной.

Если сравнивать экономическую мощь Украины и России, например, с фактором прироста иностранных инвестиций, то стоит отметить, что даже при введении санкций в экономику РФ заходило больше иностранных денег, чем в украинскую. Более того, запас прочности в валовых национальных сбережениях в российской экономике значительно больше, чем в отечественной. То есть при необходимости найти внутренний мобилизационный ресурс для правительства России будет легче, чем сделать то же самое в Украине. Это при том, что в идеологическом аспекте российское общество держится на 2 столбах – пропаганде и страхе.

Украине стоит не только укреплять собственную военную мощь для сдерживания врага, но и задуматься, как использовать режим санкций себе в пользу. Что правительство могло бы сделать еще «на вчера»? По крайней мере, два рецепта очевидны: способствовать установлению доверия внутри общества и привлечь больше иностранных инвестиций, чем это сделала за последние годы Россия. Обе стратегии требуют успешных действий в ряде сфер, которые мы привычно уже окрестили «реформами». Вынуждены с грустью констатировать: ни доверия, ни инвесторов в украинском обществе и экономике больше не стало.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО