На прошлой неделе в Беларусь начали прибывать первые подразделения российской армии, которые примут участие в масштабных военных учениях «Запад-2017». Они пройдут с 14 по 20 сентября на огромной территории – от самой Беларуси, где в них будут вовлечены части белорусской армии, до Кольского направления в арктической зоне России. Уже сейчас эти маневры вызывают обеспокоенность как со стороны Украины, так и со стороны стран-членов НАТО. Мы собрали факты, свидетельствующие о том, что к этим маневрам следует относиться со всей серьезностью.
15 августа первые подразделения российской армии начали прибывать в Беларусь, где они совместно с частями белорусской армии примут участие в военных учениях «Запад-2017». Сами маневры пройдут с 14 по 20 сентября на территории Беларуси и России. По данным организаторов, в Беларуси будут задействованы около 13 тысяч военнослужащих, в том числе 3 тысячи российских военных, а также 680 единиц техники, включая 25 различных летательных аппаратов. Минск и Москва утверждают, что учения «Запад-2017» носят исключительно оборонительный характер и должны показать, насколько так называемое Союзное государство в составе России и Беларуси может отразить условную внешнюю агрессию. Однако существует ряд фактов, которые вынуждают усомниться в правдивости официальной позиции.
Истинные масштабы учений
Заявленное количество войск уже позволяет называть учения «Запад-2017» крупнейшими военными маневрами со времен «холодной войны». Но в Украине и Беларуси опасаются, что в учения могут быть вовлечены куда больше российских войск, чем говорится официально. На этот вывод наталкивают масштабы логистики, которые задействуются Россией для обеспечения учений.
Еще осенью 2016 года было известно, что для перевозки войск и техники в Беларусь в рамках подготовки к учениям «Запад-2017» РФ привлекает более 4,1 тысячи железнодорожных вагонов. В июле министр обороны Украины Степан Полторак указал, что в этом количестве вагонов можно перебросить «очень большую группировку», а значит, такие перемещения представляют угрозу для нашей страны.
Кроме того, представители международного разведывательного сообщества InformNapalm c начала августа зафиксировали масштабные передвижения большого количества эшелонов с российской военной техникой вдоль границ с Украиной. Они происходили в Краснодарском крае, Ростовской и Воронежской областях, а также в оккупированном Крыму.
Наконец, белорусские журналисты пришли к выводу, что Россия, скорее всего, развертывает куда большее количество войск, чем официально об этом говорит. Так, проект Belarus security blog (BSB) ссылается на заявление командующего российскими Воздушно-десантными войсками (ВДВ) генерал-полковника Андрея Сердюкова о том, что в учениях будет задействовано не менее трех дивизий российских ВДВ. «То есть всего порядка 24 тыс. человек, что почти вдвое превышает число сил, планируемых для участия в «Западе-2017», – приходят к выводу журналисты BSB.
Еще более настораживает заявление белорусского министра обороны Андрея Равкова о территориальных масштабах учений, которые развернутся не только в Беларуси, но и вплоть до арктической зоны Кольского полуострова. А коль так, то, по оценкам экспертов, можно говорить, что в маневрах «Запад-2017» могут быть задействованы до 100 тысяч российских военнослужащих, которые дислоцируются на этой огромной территории.
Характер учений
Если учения, которые пройдут в Беларуси, скорее всего, действительно будут носить оборонительный характер (в этом всех поспешил убедить президент РБ Александр Лукашенко, пригласив на маневры до 80 иностранных наблюдателей, включая представителей Украины, Латвии, Эстонии и Литвы), то скрытая от посторонних глаз российская их часть, очевидно, будет иметь несколько иной сценарий. Об этом говорит сам факт привлечения частей ВДВ, которые не зайдут на территорию РБ, но в России будут отрабатывать именно наступательные операции: переброску на дальние расстояния, десантирование на незнакомых участках местности, охват противника в составе ударных группировок, действия в отрыве от основных сил. А поскольку ВДВ, собственно говоря, и предназначены для ведения наступательных действий, то возникает вопрос об истинных целях учений.
Оккупация Беларуси или удар по Украине
Россия уже не раз использовала военные учения для реализации своих агрессивных планов. К примеру, в 2008 году под видом маневров «Кавказ-2008» Россия сконцентрировала войска, которые потом были использованы для вторжения в Грузию. А 26 февраля 2014 года президент РФ Владимир Путин инициировал внезапную проверку своих войск, под видом которой вдоль границ с Украиной были сосредоточены около 40 тысяч военнослужащих. Эта группировка стала одним из инструментов аннексии Крыма в феврале-марте 2014 года.
Несмотря на то, что Степан Полторак и начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко не исключают, что концентрация войск под видом учений «Запад-2017» может представлять опасность для Украины, главной «жертвой» этих маневров рассматривается Беларусь.
В частности, белорусская оппозиция опасается, что российские войска после завершения учений останутся в Беларуси, осуществив тем самым бескровную оккупацию РБ по «крымскому сценарию». После этого российская группировка может как угрожать Украине с севера (хотя леса и болота Полесья не очень способствуют проведению наступательных операций), так и создавать угрозу для стран Балтии.
Последнее обстоятельство всерьез беспокоит представителей НАТО, членами которого являются Эстония, Латвия и Литва. В Альянсе полагают, что Россия хочет под видом учений «Запад-2017» заранее сконцентрировать в Беларуси тяжелое вооружение, которое потом может быть использовано для агрессии против балтийских государств.
В Альянсе достаточно серьезно относятся к этой угрозе, поскольку Россия имеет вполне определенные территориальные интересы в Балтийском регионе. Они заключаются в том, чтобы пробить сухопутный коридор в Калининградскую область, которая сейчас изолирована территорией Литвы и Польши. А Беларусь, граничащая с Литвой, является очень удобным плацдармом для такого броска.
Напомним, что американская исследовательская корпорация RAND на основании результатов серии военных игр сделала вывод, что Россия способна захватить столицы балтийских стран за 35-60 часов, а силы НАТО из-за своей слабости в этом регионе не смогут этому помешать. Чтобы выполнить свои обязательства перед союзниками, Альянсу потом придется ввязываться в кровопролитные бои с ВС РФ, которые как минимум не гарантируют успеха. Альтернативой является согласие на оккупацию Россией Эстонии, Латвии и Литвы, но это подрывает основы существования Североатлантического Альянса.
Чтобы предотвратить такое развитие событий, НАТО в 2017 году начал развертывание многонациональной бригады, которая будет дислоцироваться в Польше и странах Балтии. Несмотря на то, что бригада располагает тяжелой бронетехникой и артиллерией, – она по-прежнему не сможет отразить полномасштабное российское наступление, так что военные приготовления Альянса – скорее политический жест, адресованный как России, так и собственным союзникам, – мол, НАТО никого не оставит в беде.
Таким образом, «крымский сценарий» для Беларуси является очень вероятным, хотя и не обязательным вариантом развития событий. В случае его реализации куда больше проблем может получить НАТО, но и Украина встанет перед необходимостью еще более тщательно контролировать свои северные границы, в частности, киевское и черниговское направления. В любом случае, «тихая» оккупация Беларуси станет еще одним инструментом, с помощью которого Россия сможет шантажировать Украину и НАТО.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»